Комплекс упражнений, вырабатывающий правильный артикуляционный уклад звуков [Ш-Ж-Щ-Ч]
30.09.20221. "Лягушка-хоботок"
На счет "раз-два" чередовать упражнение "Лягушка" (губы в улыбке) и упражнение "Хоботок" (губы вытянуты вперед).
2. "Лопаточка"
Улыбнуться, открыть рот. Положить широкий язык на нижнюю губу. Удерживать в спокойном состоянии на счет до пяти. В этом упражнении важно следить, чтобы нижняя губа не напрягалась и не натягивалась на нижние зубы.
3. "Вкусное варенье"
Улыбнуться, открыть рот. Языком в форме чашечки облизывать верхнюю губу. Нижняя губа не должна обтягивать зубы (можно помочь рукой).
4. "Чашечка"
Улыбнуться, открыть рот, положить широкий язык на нижнюю губу, боковые края языка загнуть в форме чашечки. Удерживать на счет до пяти. нижняя губа не должна обтягивать нижние зубы.
5. "Накажем непослушный язычок"
Положить широкий язык между губами и пошлепать его, произнося "Пя-пя-пя".
6. "Бублик"
Выполнить упражнение "Хоботок". Затем округлить губы так, чтобы были видны зубы. Следить, чтобы зубы были сомкнуты. Удерживать губы в таком положении на счет до пяти.
7. "Маляр"
Улыбнуться, открыть рот. Широким кончиком языка погладить нёбо от зубов к горлу. Нижняя челюсть не должна двигаться.
8. "Фокус"
Положить на самый кончик носа кусочек ватки. Язык в форме чашечки плотно примыкает к верхним губам. Нужно сдуть ватку с кончика носа.
9. "Лошадка"
Улыбнуться, открыть рот. Пощелкать кончиком языка, как цокают лошадки, рот при этом открыт, кончик языка находится как можно ближе к зубам. Следить, чтобы он не подворачивался внутрь, а нижняя челюсть оставалась неподвижной.
10. "Грибок"
Улыбнуться, открыть рот. Присосать широкий язык к нёбу. Это шляпка гриба, а подъязычная связка - ножка. Кончик языка не должен подворачиваться, губы - в улыбке. Если ребенку не удается присосать язык, то можно пощелкать языком как в упражнении "Лошадка", только в замедленном темпе, при этом объясняя, что необходимо фиксировать язычок, это и будет грибок.
11. "Гармошка"
Положение языка как в упражнении "Грибок", губы в улыбке. Не отрывая языка, открывать и закрывать рот, следить, чтобы зубы не стучали друг о друга