Артикуляционная гимнастика

Звук [л]

09.11.2023
развернуть

Звуки [ш], [ж]

06.10.2023
развернуть

Звук [р]

15.09.2023
развернуть

Комплекс упражнений, вырабатывающий правильный артикуляционный уклад звуков [Р-Р]

04.11.2022
развернуть

1. "Качели"

Улыбнуться, открыть рот. На счет "раз-два" поочередно упираться языком то в верхние, то в нижние зубы. Нижняя челюсть при этом неподвижна.

2. "Посчитай верхние зубки"

Улыбнуться, приоткрыть рот. Кончиком языка упираться по очереди в каждый верхний зуб с внутренней стороны, нижняя челюсть при этом неподвижна.

3. "Маляр"

Улыбнуться, открыть рот. Широким кончиком языка погладить нёбо от зубов к горлу. Нижняя челюсть не должна двигаться.

4. "Чистим верхние зубы"

Улыбнуться, открыть рот. Кончиком языка "почистить" верхние зубки с внутренней стороны, двигая языком влево-вправо. Нижняя челюсть при этом не двигается.

5. "Барабан"

Улыбнуться, открыть рот. Многократно и отчетливо произносить звук Д-Д-Д. Язык при произнесении упирается в верхние зубы, нижняя челюсть остается неподвижной. Если не получается держать рот приоткрытым, необходимо механически зафиксировать нижнюю челюсть (палец ребенка, родителя, логопеда). Если язычок не поднимается вверх, помогать ребенку деревянной палочкой (ватной палочкой).

6. "Лошадка"

Улыбнуться, открыть рот. Пощелкать кончиком языка, как цокают лошадки, рот при этом открыт, кончик языка находится как можно ближе к зубам. Следить, чтобы он не подворачивался внутрь, а нижняя челюсть оставалась неподвижной.

7. "Грибок"

Улыбнуться, открыть рот. Присосать широкий язык к нёбу. Это шляпка гриба, а подъязычная связка - ножка. Кончик языка не должен подворачиваться, губы - в улыбке. Если ребенку не удается присосать язык, то можно пощелкать языком как в упражнении "Лошадка", только в замедленном темпе, при этом объясняя, что необходимо фиксировать язычок, это и будет грибок.

8. "Гармошка"

Положение языка как в упражнении "Грибок", губы в улыбке. Не отрывая языка, открывать и закрывать рот, следить, чтобы зубы не стучали друг о друга.

9. "Комарик"

Улыбнуться, открыть рот. Поднять язык за верхние зубы, длительно произнести звук З (если ребенок умеет его правильно произносить). Если у ребенка закрывается рот, при выполнении этого упражнения, можно воспользоваться механической помощью: тонкая палочка, палец ребенка, палец родителя, логопеда в перчатке.

10. "Моторчик"

Во время длительного произнесения звука Д-Д-Д или З-З-З (за верхними зубами) быстрыми движениями, используя сосу от бутылочки, либо зонд, либо зондозаменитель производить частые колебательные движения из стороны в сторону.

свернуть

Комплекс упражнений, вырабатывающий правильный артикуляционный уклад звуков [Л-Л']

14.10.2022
развернуть

1. "Лягушка-хоботок"

На счет "раз-два" чередовать упражнение "Лягушка" (губы в улыбке) и упражнение "Хоботок" (губы вытянуты вперед).

2. "Лопаточка"

Улыбнуться, открыть рот. Положить широкий язык на нижнюю губу. Удерживать в спокойном состоянии на счет до пяти. В этом упражнении важно следить, чтобы нижняя губа не напрягалась и не натягивалась на нижние зубы.

3. "Накажем непослушный язычок"

Положить широкий язык между губами и пошлепать его, произнося "Пя-пя-пя"

4. "Вкусное варенье"

Улыбнуться, открыть рот. Языком в форме чашечки облизывать верхнюю губу. Нижняя губа не должна обтягивать зубы (можно помочь рукой).

5. "Качели"

Улыбнуться, открыть рот. На счет "раз-два" поочередно упираться языком то в верхние, то в нижние зубы. Нижняя челюсть при этом неподвижна.

6. "Пароход"

Приоткрыт рот и длительно на одном выдохе произносить звук Ы-Ы-Ы. Необходимо следить, чтобы кончи языка спокойно лежал на нижних зубах.

7. "Индюк"

Приоткрыть рот, положить язык на верхнюю губу и производить движения широким передним краем по верхней губе вперед и назад, стараясь не отрывать язык от губы, как бы поглаживая ее. Темп упражнения постепенно убыстрять, затем добавить голос, чтобы слышалось "бл-бл-бл". Следить, чтобы язык не сужался, он должен быть широким.

8. "Посчитай верхние зубки"

Улыбнуться, приоткрыть рот. Кончиком языка упираться по очереди в каждый верхний зуб с внутренней стороны, нижняя челюсть при этом неподвижна.

9. "Маляр"

Улыбнуться, открыть рот. Широким кончиком языка погладить нёбо от зубов к горлу. Нижняя челюсть не должна двигаться.

10. "Чистим верхние зубы"

Улыбнуться, открыть рот. Кончиком языка "почистить" верхние зубки с внутренней стороны, двигая языком влево-вправо. Нижняя челюсть при этом не двигается.

11. "Поймаем звук Л"

Улыбнуться, открыть рот. Во время произнесения звука А широкий кончик языка закусить зубами. Постепенно увеличивая темп движения, вы услышите слог ЛА.

свернуть

Комплекс упражнений, вырабатывающий правильный артикуляционный уклад звуков [С-С' З-З']

16.09.2022
развернуть

1. "Лягушка-хоботок"

На счет "раз-два" чередовать упражнение "Лягушка" (губы в улыбке) и упражнение "Хоботок" (губы вытянуты вперед)

2. "Лопаточка"

Улыбнуться, открыть рот. Положить широкий язык на нижнюю губу. Удерживать в спокойном состоянии на счет до пяти. В этом упражнении важно следить, чтобы нижняя губа не напрягалась и не натягивалась на нижние зубы

3. "Накажем непослушный язычок"

Положить широкий язык между губами и пошлепать его, произнося "Пя-пя-пя"

4. "Упрямый ослик"

Губы в улыбке, рот приоткрыть. С силой произносить звукосочетание ИЕ. Кончик языка при этом упирается в нижние зубы

5. "Чистим нижние зубы"

Улыбнуться, открыть рот. Кончиком языка "почистить" нижние зубки с внутренней стороны, двигая языком влево-вправо. Нижняя челюсть при этом не двигается

6. "Качели"

Улыбнуться, открыть рот. На счет "раз-два" поочередно упираться языком то в верхние, то в нижние зубы. Нижняя челюсть при этом неподвижна.

7. "Киска сердится"

Улыбнуться, открыть рот. Кончиком языка упереться в нижние зубы. На счет "раз" - выгнуть язык горкой, упираясь кончиком в нижние зубы. На счет "два" вернуться в исходное положение. Кончик языка при этом не должен отрываться от нижних зубов, рот не закрывается

8. "Посчитай нижние зубки"

Улыбнуться, приоткрыть рот. Кончиком языка упираться по очереди в каждый нижний зуб с внутренней стороны, нижняя челюсть при этом неподвижна

9. "Трубочка"

Открыть рот. Свернуть язык трубочкой. Длительно подуть в эту трубочку.

свернуть
30 сентября, пятница

Комплекс упражнений, вырабатывающий правильный артикуляционный уклад звуков [Ш-Ж-Щ-Ч]

подробнее...