Учителю-предметнику

Портфолио. Что это такое?Для чего это нужно?

развернуть

Портфолио

Что это такое? Для начала разберемся, что такое портфолио. В переводе с английского оно означает «папка, дело, должность», а с итальянского – «папка с документами», «папка специалиста». Словом, портфолио - это досье, собрание достижений, фиксация успехов. Иными словами, профессиональное портфолио учителя – это один из способов фиксирования и накопления материалов, демонстрирующее уровень профессионализма учителя.  Этот документ показывает уровень подготовленности педагога и уровень активности в учебных и внеучебных видах деятельности.

Для чего это нужно? В современных условиях у учителя должно быть некое «досье успехов», где отражается все интересное и достойное, что происходит в его жизни. Главное его назначение – продемонстрировать наиболее значимые результаты практической деятельности для оценки своей профессиональной компетенции: реализованные проекты, участие в олимпиадах и конкурсах, результаты проведенных исследований. Портфолио помогает проанализировать, систематизировать и обобщить результаты своей работы, объективно оценить свои возможности и спланировать действия по преодолению трудностей и достижению более высоких результатов.

Кроме того, во многих регионах портфолио является формой оценки профессионализма и результативности  работы педагога при проведении аттестационной экспертизы.

Какие виды портфолио бывают?

  1. Электронное портфолио. В наше время это не просто набор документов, хранящийся на компьютере или каких-либо электронных носителях. Такая папка не представляет никакой ценности и никакого интереса для педагогической общественности, если она не оформлена и не опубликована в виде сайта. Сайт смогут увидеть сотни людей, оценить и прокомментировать его, воспользоваться вашими идеями, поделиться своими.
  2. «Бумажное» портфолио. Конечно, у заинтересованного педагога должен иметься и бумажный эквивалент электронного портфолио – папка с документами, содержащая основные моменты и утверждения о вас и вашей деятельности. Такой вариант портфолио обязательно должен содержать упоминание о вашем личном сайте и несколько ссылок на него. Многие авторы выделяют такие разновидности портфолио: - портфолио достижений: делается акцент на документы, подтверждающие успехи вашей деятельности; - презентация: необходим при поступлении на новое место работы, особенно если заработная плата назначается по итогам собеседования (именно для учителя такой вариант неактуален); - тематическое портфолио – акценты расставляются на тематически обособленные творческие работы в разных сферах деятельности; - комплексные портфолио – объединяют в себе вышеперечисленные виды. Такая разновидность наиболее пригодна для учителя.

Из чего складывается портфолио?

Классический вариант структуры портфолио учителя содержит пять разделов.

Раздел 1. Общие сведения об учителе. - фамилия, имя, отчество, дата рождения, фотография. Несколько советов: имя, отчество и фамилия должны быть обозначены ярко и четко, чтобы они хорошо запомнились с первых секунд просмотра. Шрифт должен быть достаточно крупным, красивым, хорошо читаемым. Не увлекайтесь изощренными шрифтами с завитушками, с игрой цвета и лишними анимационными эффектами: такие надписи нечитабельны и безвкусны. Поступите по-другому – постарайтесь создать четкую ассоциацию между ФИО и всем остальным, что говорит о вас. - образование. Укажите основную специальность и квалификацию по диплому. Если у вас несколько дипломов, перечислите все. - трудовой и педагогический стаж. Эта часть отражает ваше положение на карьерной лестнице. Перечислите все учебные заведения, где вам удалось поработать - вы продемонстрируете ваш педагогический опыт и его разнообразие, а это один из ключевых параметров оценки учителя. - повышение квалификации. Укажите пройденные курсы, семинары, в которых вы участвовали или были их организатором. Самые значимые курсы опишите более подробно (где, когда прослушаны, проблематика). - награды, грамоты, благодарственные письма. Эта часть дает представление о процессе индивидуального развития педагога. Лучше всего размещать документы в порядке значимости. - копии документов. Это важно для бумажного портфолио. Распечатайте копии документов, подтверждающих наличие дипломов, ученых степеней, почетных званий, наград, грамот и благодарственных писем.

Раздел 2. Результаты педагогической деятельности. Материалы данного раздела должны давать представление о динамике результатов педагогической деятельности учителя. - материалы, показывающие результаты освоения обучающимися образовательных программ и сформированности у них ключевых компетентностей по преподаваемому предмету (диагностические таблицы, графики, схемы и т.д.); - сравнительный анализ деятельности учителя за последние годы (обычно за три – пять лет) на основе контрольных срезов, участия воспитанников в олимпиадах, конкурсах, конференциях; - результаты промежуточной и итоговой аттестации учащихся; - сведения о наличии медалистов; - сведения о поступлении в вузы по специальности и т.п.

Раздел 3. Научно-методическая деятельность. - обоснование выбора образовательной программы, комплекта учебно-методической литературы, используемых образовательных технологий и средств диагностики; - использование ИКТ и технологий обучения детей с проблемами развития; - работа в методическом объединении, сотрудничество с методическим центром, вузами и другими учреждениями; - участие в творческих и профессиональных конкурсах; - организация и проведение семинаров, мастер-классов и т.п.; - проведение научных исследований; - разработка авторских программ; - написание кандидатской или докторской диссертации; - подготовка и публикация статьи, доклада, реферата, творческого отчета.

Раздел 4. Внеурочная деятельность по предмету. - творческие и исследовательские работы, выполненные учащимися (достаточно списка этих работ); - список победителей олимпиад, конкурсов, соревнований и т.п.; - сценарии внеклассных мероприятий, фотографии и видеозаписи проведенных мероприятий; - программы работы кружков и факультативов.

Раздел 5. Учебно-материальная база. Здесь можно поместить выписку из паспорта учебного кабинета: - список справочной литературы по предмету; - список наглядных пособий; - наличие технических средств обучения; - наличие компьютера и компьютерных средств обучения; - аудио- и видеопособия; - наличие дидактического материала; - измерители качества обученности учащихся.

Особый вид портфолио учителя – папка документов, подготовленных для прохождения аттестации. Как правило, она представляет собой бумажный вариант портфолио и содержит те же основные разделы. Однако перечень документов в ней строго регламентирован органами образования региона или города; как правило, «лишние» документы на заседании экспертной комиссии не рассматриваются. Большинство документов заверяет администрация школы, многие справки и диагностические таблицы также составляет и подписывает завуч по учебной работе или директор.

 

Ошибки, связанные со сбором материалов портфолио

 

Первая группа ошибок связана со сбором материалов портфолио.

Ошибка первая: нарушение принципа добровольности при сборе документов и формировании портфолио.

Ошибка вторая: сбор материалов вместо педагога. В данном случае сбором документов и материалов занимается не сам педагог, а администрация (например, готовя материалы к очередной аттестации).

Ошибка третья: отказ педагогу в помощи при формировании портфолио. Восприятие администрацией процесса формирования портфолио только как сугубо личного дела самого педагога.

Ошибка четвертая: формализация и соревнование при сборе портфолио. Объяснить это можно тем, что у человека развит инстинкт “собирательства”, который и толкает (особенно при неверно понятом замысле самой идеи портфолио) на интенсивные поиски доказательства своих достижений, а не на собственное развитие и удовлетворение реальных интересов и потребностей.

 

Вторая группа ошибок связана с формированием объема портфолио.

Ошибка пятая: сбор в портфолио только официальных документов. При сборе информации для портфолио довольно часто его авторы-составители проявляют определенную однобокость – увлечение сбором только официальных сертифицированных документов (дипломов, сертификатов, свидетельств, удостоверений и т.д.), которые выдаются официальными органами образования и т.д. Как следствие этого увлечения, у тех, кто собирает портфолио, не хватает времени или они сознательно игнорируют творческие работы, самоотчеты, отзывы, рекомендательные письма и т.д.

Ошибка шестая: включение в портфолио всех без исключения собранных документов и материалов. На первый взгляд, такое желание не противоречит идее портфолио, который и рассматривается как “папка достижений”, но не следует буквально воспринимать ее, представляя портфолио своеобразным сундуком, в который собирается все, что смог продемонстрировать педагог.

Ошибка седьмая: сбор материалов только за ограниченный период. Полученный за это время информации может оказаться недостаточно.

 

Третья группа ошибок связана с подменой идеи портфолио традиционными схемами.

Ошибка восьмая: подмена портфолио зачетной книжкой. Это довольно частая ошибка. В школе принимают решение издать и использовать зачетную книжку, где все уже заранее разграфлено и остается только вписать свои показатели. Папка личных достижений не должна становиться зачетной книжкой с пронумерованными страницами и невозможностью изъятия или замены того или иного документа.

Ошибка девятая: подмена портфолио обязательной характеристикой администрации или педагогического совета.

Ошибка десятая: подмена систематической работы над портфолио разовой акцией. Это объясняется тем, что массовая практика использования портфолио еще только начинает формироваться.

Ошибка одиннадцатая: завышенные требования к внешнему оформлению портфолио.

 

Четвертая группа ошибок связана с оценкой материалов портфолио.

Ошибка двенадцатая: стремление оценить баллами все материалы портфолио. В некоторых российских регионах приняли решение оценивать определенными баллами все документы и материалы портфолио. Это в корне противоречит замыслу портфолио, тем более в части оценки творческих работ.

Ошибка тринадцатая: отсутствие единства оценки материалов портфолио. Отсутствие необходимых нормативных документов, в соответствии с которыми документы и материалы портфолио оцениваются по единой шкале и признаются всеми субъектами образования.

 

Ожидаемые результаты:

  1. Повышение качества школьного образования.
  2. Позитивная динамика в изменениях отношений “учитель-ученик-родители”.
  3. Повышение качества образовательного процесса и труда педагогического коллектива.
  4. Повышение профессионального уровня учителей.
  5. Повышение уровня деятельности школы по всем направлениям.

 

Заключение

Анализ литературы, посвященной применению портфолио в обучении, убедительно показывает, что в идее портфолио заключены большие возможности для модернизации школьного обучения, т.е. для совершенствования процесса обучения в свете новых требований, предъявляемых в настоящее время к школе. Ценность портфолио состоит в том, что вокруг него и в связи с ним может быть выстроен такой учебный процесс, который позволяет развивать или формировать некоторые когнитивно-личностные качества (компетентности), которые выдвигаются миром образования как необходимые каждому человеку для активного учатия в жизни современного общества. Хотя утверждение, что школа ХХI века – это “школа портфолио”, т.е. когда портфолио выступает, как некая панацея, которая должна перевернуть всё традиционное образование, - явно преувеличено, освоение метода портфолио в российской школе может стать одним из важнейших направлений модернизации, но только при условии обеспечения его надлежащим теоретико-методологическим анализом и связанными с ним дидактико-методическими материалами.

 

Структура портфолио учителя

Основная цель портфолио – проанализировать и представить значимые профессиональные результаты, обеспечить мониторинг профессионального роста учителя.

Портфолио позволяет учитывать результаты, достигнутые учителем в разнообразных видах деятельности – обучающей, воспитательной, творческой, самообразовательной.

Портфолио обеспечивает накопление информации, необходимой для:

  • повышения или подтверждения квалификационной категории учителя, а также объявления ему поощрений и представления к наградам и денежным премиям по итогам учебного года;
  • своевременной фиксации реальных изменений и роста профессионального мастерства педагога.

Портфолио учителя оформляется в папке-накопителе с файлами (скоросшивателе). Каждый отдельный материал, включенный в портфолио, должен датироваться. Состав портфолио зависит от конкретных задач, которые ставит перед собой сам учитель или руководитель методического объединения.

В портфолио целесообразно выделить несколько разделов.

 

Первый раздел «Общие сведения об учителе»

- Ф.И.О., год рождения учителя.

- Образование (что и когда окончил, полученная специальность и квалификация по диплому).

- Общий трудовой и педагогический стаж. Педагогический стаж работы в данном образовательном учреждении.

- Повышение квалификации (название структур, в которых прослушаны курсы; год, месяц, проблематика курсов).

- Копии документов, подтверждающих прохождение курсов; копии документов, подтверждающих наличие ученых и почетных званий и степеней.

- Информация о государственных и муниципальных наградах, грамотах, благодарственных письмах.

- Информация о наиболее значимых школьных поощрениях.

- Копии дипломов различных конкурсов.

- Другие документы по усмотрению учителя.

 

Второй раздел «Результаты педагогической деятельности» (динамика учебных достижений за год)

- Материалы, характеризующие результаты освоения обучающимися образовательных программ и сформированность у них ключевых компетенций по преподаваемым учителем предметам.

- Сравнительный анализ деятельности педагога на основании контрольных срезов знаний, участие школьников в школьных, районных, городских олимпиадах, конкурсах.

- Результаты промежуточной и итоговой аттестации учащихся.

- Наличие среди учеников медалистов.

- Данные о поступлении учеников в вузы по предметной направленности.

Материалы данного раздела должны давать представление о динамике результатов педагогической деятельности учителя за определенный период.

 

Третий раздел «Научно-методическая деятельность» (использование современных образовательных технологий в учебной и воспитательной работе, участие в конференциях, семинарах, конкурсах и т.д. различного уровня)

В этот раздел помещаются методические материалы, свидетельствующие о профессионализме педагога, в частности:

- образовательные программы и описания комплектов учебно- методической литературы с обоснованием их выбора;

- описания используемых образовательных технологий с обоснованием их выбора;

- средства педагогической диагностики для оценки образовательных результатов;

- описания способов использования информационно-коммуникативных технологий в образовательном процессе, технологий обучения детей с проблемами развития;

- отчет о работе в методическом объединении (школьном, районом, городском);

- информация об участии в профессиональных и творческих педагогических конкурсах.

 

Четвертый раздел «Обобщение опыта»

- Участие в методических и предметных неделях.

- Организация и проведение семинаров, круглых столов, мастер-классов и т.п.

- Проведение научно-исследовательских работ.

- Разработка авторских программ, научно-методических материалов.

- Публикации учителя.

- Творческие отчеты, рефераты, статьи, доклады.

- Материалы диссертации (при наличии).

 

Пятый раздел «Внеурочная деятельность по предмету»

Раздел должен содержать следующие документы:

- список творческих работ, рефератов, учебно-­исследовательских работ, проектов, выполненных учащимися по предмету;

- данные о победителях олимпиад, конкурсов, соревнований, интеллектуальных марафонов и др.;

- сценарии внеклассных мероприятий, фото­ и видеоматериалы по проведенным мероприятиям;

- другие документы, характеризующие внеурочную деятельность по предмету.

 

Шестой раздел «Работа в качестве классного руководителя»

Раздел должен содержать следующие материалы:

- анализ успеваемости и качества знаний учащихся класса;

- информацию об участии учащихся класса в школьных мероприятиях, социальных проектах, творческих объединениях, акциях района, города и т.д,;

- сведения о сохранении контингента обучающихся в классе;

- информацию о правонарушениях;

- сведения о работе с родителями;

- другие документы.

 

Седьмой раздел «Учебно­-материальная база»

- Список наглядных пособий (макеты, таблицы, схемы, иллюстрации, портреты, карты и т.д.).

- Информация о регулярно используемых технических средствах обучения.

- Использование в образовательном процессе компьютера и информационных средств обучения.

- Использование дидактических материалов, сборников задач, упражнений, примерных рефератов и сочинений и т.п..

- Другие документы, характеризующие использование учебно-материальной базы.

 

свернуть

ПАМЯТКА УЧИТЕЛЮ ПО ОРГАНИЗАЦИИ И СОВЕРШЕНСТВОВАНИЮ КОНТРОЛЬНО-ОЦЕНОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

развернуть

1

Проверка знаний должна вестись в соответствии с программой, ее рубрикой "Требования к знаниям и умениям учащихся". Программа определяет максимум и минимум знаний. В ней указаны объекты проверки, тот учебный материал, который должен быть усвоен учащимися

2

Алгоритм организации проверки:

Учитель отбирает материал для проверки в соответствии с программой, разрабатывает систему вопросов и заданий, подбирает необходимые пособия и средства обучения, заблаговременно планирует, знания и умения каких учащихся будут проверены, определяет методы и формы проверки.

3

Объективная и систематическая оценка (и отметка) стимулирует работу учащихся, развитие их познавательных интересов, содействует регулярному выполнению работ.

4

При учете знаний любой труд учащихся должен быть оценен. Проверку знаний необходимо проводить постоянно, по всем темам программы,  охватывая при этом значительное число учащихся или весь класс в целом.

5

Отметки выставляются за:

· устные ответы при индивидуальной проверке,

· за выполнение практической работы,

· при фронтальной устной проверке за совокупность ответов,

· за исправления, дополнения ответов другими учащимися,

· за ответы в процессе беседы при изучении и закреплении нового материала.

6

Что проверять?

·  Устанавливается, весь ли программный материал усвоен, всеми ли указанными в программе практическими умениями и навыками владеет.

·  Проверяется объем, качество знаний, прочность, систематичность, глубина и действенность знаний, оценивается форма их выражения.

·  При выполнении письменных работ проверяется не только качество ответа, но и грамотность написания

7

Учитель обязан объявлять отметку отвечающему и всему классу,   указывать, почему поставлена та или иная отметка.

8

Отметка обязательно комментируется.   При оценке учитель должен кратко отметить, в чем положительные и отрицательные стороны ответа, указать, на что надо обратить внимание

9

Учитель обязан заранее объяснять критерии отметок, чтобы учащиеся знали, при каких условиях ставится та или иная отметка.

10

При анализе ответа учитель определяет:

  • все ли изложил учащийся,
  • сколько ошибок было, какие это были ошибки,
  • какие были сделаны неточности,
  • правильно ли понят учебный материал,
  • знает ли учащийся определение понятий,
  • умеет ли объяснять связи и зависимости,
  • дословно пересказывает материал или переосмыслил его,
  • умеет ли выделять главное,
  • оперировать знаниями, применять их для объяснения новых фактов, событий,
  • логично, последовательно излагать материал.
  • насколько связно, кратко и уверенно учащийся излагает материал,
  • нуждается ли учащийся в наводящих вопросах, подсказках.
  • умеет ли выполнять действия,   сознавать систему действий, устно перечислять порядок действий,   практически пользоваться им

11

Выставление отметок в дневник - обязанность учителя.

12

Недопустимо снижение оценки  и   выставление   неудовлетворительной  отметки с целью наказания учащегося за нарушение дисциплины, забытые учебники, тетради, спортивную форму

13

Проверка имеет  обучающее значение. Знания не только воспроизводятся и повторяются, но и закрепляются, систематизируются, совершенствуются и углубляются.

14

Обучающие, контрольные, диагностические задания должны прежде всего учить ребят думать, анализировать, применять теорети­ческие знания на практике, а не просто воспроизводить материал.

15

Проверка имеет  обучающее значение - обучение учащихся приемам взаимоконтроля и самоконтроля,  формированием потребности в самоконтроле и взаимоконтроле

16

Систематически проводите количест­венный и качественный анализ контрольных и обучающих работ 

17

 Помните, что грамотно организованная (систематическая) обратная связь даст вам возможность понять, какие знания и в каком объёме усвоены, работали ли учащиеся са­мостоятельно над усвоением материала, готовы ли они к восприятию нового материа­ла.

18

Проверяйте рабочие тетради, обращайте внимание на культуру письмен­ной речи, на качество выполненной работы на уроке, дома. Соотносите отметку за за­дание в рабочей тетради с регламентируемым "Методическими рекомендациями» объёмом работы.

19

Прогнозируйте свою контрольно-оценочную деятельность на уроке.   

20

Не забывайте о стиму­лирующей функции 10-балльной системы, старайтесь  отметить нестан­дартные способы решения, положительные достижения ребят.

21

 Продумывайте формы опроса заранее, в зависимости от уровня подготовленности учащихся в классе.

22

Важно   поурочное оценивание! Непроверенные или непродуманные задания во время урока приводят к плохо выполненным контрольным работам,  к необъективным отметкам за четверть, год.  

23

При подготовке к уроку учителю необходимо тщательно продумать дидактическое обеспечение: дифференцированные задания всех 5-ти уровней, предупреждение ти­пичных ошибок, коррекционные задания по итогам предыдущей "обратной связи".

24

Ваши учащиеся "выиграют", если контрольная работа по теме будет составлена Вами к первому уроку по теме: совместная работа будет адресной, бьющей в цель. Значит, учащиеся с высокой мотивацией справятся с ней лучше.

25

Ожидание опроса и сам опрос - ситуация повышенной тревожности для учащихся. Не усугубляйте её необдуманными замечаниями, неуместными шутками.

26

Чётко поставьте вопрос, сформулируйте задание. Ребятам что-то может быть непо­нятным в Ваших заданиях, прокомментируйте их. Недопустимо это только во время контрольных работ.

27

Учите ребят быть воспитанными слушателями, признавать право человека на ошиб­ку. Отвечающий ждёт от Вас понимания и поддержки.

28

Ребятам нужно время на обдумывание дополнительных вопросов. Последние могут даже привести отвечающих в замешательство.

29

Деятельность учащихся, не занятых при опросе, должна быть продумана (запись в тетрадь кратких выводов по заготовленным шаблонам, решение опережающего зада­ния и т.п.), иначе это потерянное время для класса.

свернуть

П А М Я Т К А по стимулирующему оцениванию знаний учащихся

развернуть

Нельзя выставлять отрицательную отметку: 

1.По всем предметам всю первую четверть в 5-ых классах.

2.Всю первую четверть во всех классах в начале изучения  нового предмета.

3.Всю первую четверть учащимся класса, в котором впервые начал работать учитель.

4.В первые две недели месяца начала учебного года во всех классах по всем предметам.

5.На первых двух уроках после каникул во всех классах по всем предметам.

6.В первый день после выходных и праздников во всех классах и по всем предметам.

7.На следующий урок после отсутствия учащегося в классе.

8.Во время кратковременной замены основного учителя другим учителем.

9.Если у учащегося стоит «незакрытая» неудовлетворительная отметка по данному предмету.

10.При организации, проведении и проверке самостоятельных работ во всех классах и по всем предметам.

 

свернуть

Мастер-класс

развернуть

                Мастер-классэто эффективная форма передачи знаний и умений, обмена опытом, обучения и воспитания, центральным звеном которой является демонстрация оригинальных практических методов освоения определенного содержания, передачи педагогического мастерства (возможно авторской педагогической программы) при активном взаимодействии всех участников занятия и позволяющая демонстрировать новые возможности педагогики для развития ученика и педагога. Мастер-класс – это оригинальный способ организации деятельности педагогов в составе малой группы (7-15 участников) при участии Мастера, инициирующего поисковый, творческий, самостоятельный характер деятельности участников.

 

Алгоритм проведения мастер-класса

  1. Презентация педагогического опыта: описание достижений в опыте педагога, доказательства результативности деятельности учащихся, свидетельствующие об эффективности предлагаемых методов обучения, методических приемов, определение основных приемов работы, которые учитель-мастер будет демонстрировать слушателям.
  2. Мини-лекция. Целесообразно уделить внимание проблеме разработки технологической карты эффективной модели урока, в которой цели, содержание, формы, методы, средства обучения были бы представлены как целостная и оптимальная система, позволяющая обеспечить качество изучения конкретной темы.
  3. Имитационная игра: проведение урока с участниками с демонстрацией приемов активизации познавательной деятельности школьников и эффективной работы.
  4. Моделирование. Самостоятельная работа слушателей по разработке собственной модели урока в режиме технологии автора, при этом учитель-мастер выполняет роль консультанта, организуя их самостоятельную деятельность и управляя ею. Обсуждение авторских моделей урока.
  5. Рефлексия: дискуссия по результатам совместной деятельности учителя-мастера и слушателей.

Требования к организации и проведению мастер-класса

Мастер-класс должен всегда начинаться с актуализации знаний каждого по предлагаемой проблеме, что позволит расширить свои представления знаниями других участников.

Проводя мастер-класс, Мастер никогда не стремится просто передать знания. Он старается задействовать участников в процесс, сделать их активными, разбудить в них то, что скрыто даже для них самих, понять и устранить то, что ему мешает в саморазвитии. Все задания Мастера и его действия направлены на то, чтобы подключить воображение участников, создать такую атмосферу, чтобы они проявили себя как творцы. Это мягкое, демократичное, незаметное руководство деятельностью.

Мастер создаёт атмосферу открытости, доброжелательности, сотворчества в общении. Мастер работает вместе со всеми, мастер равен участнику мастер-класса в поиске знаний и способов деятельности. Мастер исключает официальное оценивание работы участников мастер-класса, но через социализацию, афиширование работ даёт возможность для самооценки педагога, его самокоррекции.

 

свернуть