Государственное учреждение образования
"Саковщинская средняя школа имени В.А.Коваленко"
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО НАПИСАНИЮ ПРОГРАММЫ ОБЪЕДИНЕНИЯ ПО ИНТЕРЕСАМ
Приступая к разработке программы объединения по интересам, прежде всего, следует изучить нормативные правовые документы, научно-методическую, педагогическую литературу.
На какие документы следует ориентироваться, приступая к созданию программы?
Программа объединения по интересам пишется на основании типовой программы дополнительного образования детей и молодежи, рекомендованной органом управления образования.
Что необходимо учитывать при разработке программы?
Структурные элементы программы объединения по интересам
Структура программы объединения по интересам
Титульный лист (оформление):
название и подчинение учреждения;
кем и когда утверждена программа, с кем согласована;
полное название программы;
Ф.И.О., должность разработчика программы;
возраст детей, на который рассчитана программа;
срок реализации;
название города, год разработки.
Упрпавление по образованию, спорту и туризму Воложинского райиспокома
Государственное учреждение образования «……..»
Программа объединения по интересам «…………………………»
Воложин 2019 |
Пояснительная записка
В обосновании необходимости разработки и внедрения программы отмечаются:
При составлении пояснительной записки трудности возникают при формулировании цели и задач программы.
ЦЕЛЬ должна быть краткая, понятная, достижимая. Помните, что в типовой программе объединения по интересам формулируется общая цель для всего профиля, а цель образовательной программы должна отражать специфику конкретной программы, должна быть связана с ее названием, отражать основную направленность.
Для формулировки цели используйте существительные: создание, обеспечение, приобщение, развитие, формирование и т.п.
Цель может быть направлена на:
Однако в описании цели старайтесь избегать общих абстрактных формулировок, таких, например, как «всестороннее развитие личности», «создание возможностей для творческого развития детей», «удовлетворение образовательных потребностей» и т.п.
Цель всегда одна, задач может быть несколько
ЗАДАЧИ программы объединения – это пути, способы поэтапного достижения цели в обучении, воспитании, развитии обучающихся. Задачи показывают, что нужно сделать для достижения цели.
Выделяются следующие типы задач:
Обучающие задачи отвечают на вопрос: что узнает, чему научится, какие представления получит, чем овладеет, в чем разберется обучающийся, освоив программу.
Развивающие задачи связаны с развитием творческих способностей и возможностей учащихся, а также внимания, памяти, мышления, воображения и т.д.
Воспитательные задачи отвечают на вопрос: какие ценностные ориентиры, отношения, личностные качества будут сформированы у учащихся.
Формировать задачи следует в одной грамматической форме, желательно – глагольной: развивать, способствовать, приобщать, воспитывать, сформировать, расширить, углубить, предоставить возможность, обеспечить, поддержать и т.д.
Учебно-тематический план
темы (разделы) занятий;
общее количество часов, количество часов на теоретические и практические занятия по каждой теме (разделу).
№ п/п |
Наименование разделов, тем |
Количество часов |
||
Всего часов |
В том числе |
|||
теоретических (от 30% до 50%) |
практических (от 50% до 70%) |
|||
Вводное занятие |
||||
1. |
||||
2. |
||||
3. |
||||
Итоговое занятие |
||||
Итого |
При распределении учебного времени имеет смысл руководствоваться следующими нормами:
Продолжительность занятия |
Периодичность в неделю |
Количество часов в неделю |
Количество часов в год |
1 час |
2 раза |
2 часа |
72 часа |
2 часа |
2 раза |
4 часа |
144 часа |
2 часа |
3 раза |
6 часов |
216 часов |
3 часа |
2 раза |
6 часов |
216 часов |
3 часа |
3 раза |
9 часов |
324 часа |
Помните, что программа – стратегический документ, рассчитанный не на один год; поэтому в этом разделе должны быть обозначены основные содержательные блоки (разделы, темы) и количество часов на их освоение. Не следует путать с учебно-воспитательным планом, который вносится в журнал и где конкретизируются темы, сроки на учебный год!
Содержание программы
разделы, темы, в соответствии с учебно-тематическим планом,
конкретное описание теоретических и практических занятий с указанием форм и методов организации образовательного процесса.
В содержании программы приводится краткое описание разделов и тем. Раскрывать содержание тем следует в порядке их представления в учебно-тематическом плане. Кратко описать тему означает:
Содержательную часть программы следует структурировать таким образом, чтобы оно позволило раскрыть все ведущие теоретические идеи (теория) и ответы на них (практика).
Ожидаемые результаты
Ожидаемые результаты освоения программы могут быть представлены как ответы на вопросы: «Какие знания и умения приобретают учащиеся для успешного продолжения учебы, выбора профессии?», «Какие виды деятельности будут освоены?», в виде краткой характеристики приобретенных знаний, умений, навыков.
Формы и методы реализации программы
В этом разделе программы необходимо:
Литература
Необходимо привести два списка литературы. В первый список следует включить источники, которые рекомендуется использовать педагогам для организации образовательного процесса; во второй – литературу для обучающихся.
свернуть
1 этап - установочный, предусматривает создание определенного настроя на самостоятельную работу; выбор цели работы, исходя из научно-методической темы школы; формулирование личной индивидуальной темы, осмысление последовательности своих действий.
2 этап - обучающий, на котором педагог знакомится с психолого-педагогической и методической литературой;
3 этап - практический, во время которого происходит накопление педагогических фактов, их отбор и анализ, проверка новых методов работы, постановка экспериментов.
4 этап - теоретическое осмысление, анализ и обобщение накопленных педагогических фактов. На данном этапе целесообразно организовать коллективное обсуждение прочитанной педагогической литературы; творческие отчеты о ходе самообразования на заседаниях МО, посещение с обсуждением открытых уроков и др.
5 этап - итогово-контрольный, на котором педагог должен подвести итоги своей самостоятельной работы, обобщить наблюдения, оформить результаты. При этом главным является описание проведенной работы, установленных фактов, их анализ, теоретическое обоснование результатов, формулирование общих выводов и определение перспектив в работе.
Роль методической службы в организации самообразования педагогов
На современном этапе качественным можно считать такое образование, которое дает возможность человеку самоопределиться, самосовершенствоваться, саморазвиваться.
Самообразование только тогда считается законченным, когда человек становится способным к дальнейшему саморазвитию. Различные формы образовательной деятельности (курсы, семинары, педсоветы и т.д.) лишь тогда можно считать эффективными, когда они нацеливают учителя на творческое переосмысление содержания, которое реализуется через различные формы методической деятельности и может стать хорошей основой для дальнейшей самостоятельной работы педагога.
Только собственный, а не передовой педагогический опыт открывает дорогу к успеху и удовлетворенности своей работой. Опыт в чистом виде не внедряется, внедряется идея. Только тот учитель, который понимает значимость самообразования в своей профессиональной деятельности и владеет необходимыми навыками, сможет осуществить переход от парадигмы педагогического воздействия к парадигме педагогического обучения, то есть, организовать образовательное пространство с субъект-субъектными отношениями. (К.Д.Ушинский)
Как показывает практика, далеко не все учителя способны самостоятельно проявлять инициативу с целью переосмысления и перестройки своей деятельности. Они нуждаются в помощи по вопросу формулирования темы, составления плана, определения перспективности своей деятельности. Педагоги часто задаются вопросами:
Что обеспечивает успех моей деятельности?
Что влияет на ее результат?
Какова цель моего педагогического труда? Каков должен быть результат? Как его измерить?
Как перевести педагогические идеи, задачи на практический уровень? И другие.
Перечисленные трудности свидетельствуют о том, что в учреждении образования необходимо создать благоприятные условия для развития самообразования педагогов с целью формирования высокого профессионального мышления, организационной культуры, устойчивой потребности в самосовершенствовании, непрерывного стремления к изучению опыта самостоятельного приобретения знаний.
Ведущая роль в организации самообразования принадлежит методической службе.
Системная работа по организации самообразования начинается с аналитической работы, то есть с диагностики. Это позволяет выявить как слабые, так и сильные стороны психолого-педагогической и общекультурной готовности педагогов к самообразованию.
Роль методической службы на первом этапе заключается в том, чтобы на основе материалов диагностики помочь учителям сформулировать, откорректировать темы по самообразованию, грамотно спланировать работу. После выбора тем составляется реестр. Самообразование каждого будет значимым в том случае, если оно определяется проблемным полем учреждения образования. Учителю предоставляется возможность самому выбрать направление деятельности, которое определяется уровнем его профессионального мышления и мастерства. (См. Кухарев Н.В. Диагностика педагогического мастерства и педагогического творчества)
С целью повышения эффективности самообразования в ходе работы различных формирований необходимо знакомить педагогов с такими видами работы, как прогнозирование, проектирование, конструирование, программирование. Немаловажно учитывать такие факторы, как интеллект, трудолюбие, наличие цели, высокий уровень мотивации и другое.
Способствовать успеху будет дифференцированный подход в работе с педагогами, умело выстроенные этапы процесса самообразования (ситуативное, ситуативно-инициативное, инициативное).
Плановый характер этого процесса придаст деятельности педагога стройность, ясность. Сам план может состоять из четырех разделов:
Завершается самообразовательный процесс по определенной проблеме анализом, самооценкой эффективности выполненной работы, а в случае необходимости – корректировкой педагогической деятельности.
Алгоритм работы учителя по самообразованию может быть следующим:
Методическая служба района, учреждения образования может придерживаться следующего алгоритма работы:
Методическим советам необходимо коллегиально разработать критерии эффективности самообразования. В них может быть учтено следующее:
Коллегиальный принцип может быть учтен и при разработке алгоритма стимулирования (морального и материального) самообразования.
В рамках деятельности методической службы возможна разработка системного подхода к организации самообразования педагогов на основе принципов добровольности, аналитичности, преемственности.
С целью совершенствования методической работы по организации самообразования педагогов предлагается ознакомиться со следующими материалами.
Результат самообразования
Каждая деятельность бессмысленна, если в ее результате не создается некий продукт, или нет каких- либо достижений. И в личном плане самообразование учителя обязательно должен быть список результатов, которые должны быть достигнуты за определенный срок.
Каковы могут быть результаты самообразования учителей на некотором этапе? (самообразование непрерывно, но планировать его нужно поэтапно):
повышение качества преподавания (указать показатели, по которым будет определяться эффективность и качество);
разработанные или изданные учебные пособия, статьи, учебники, программы, сценарии, исследования;
разработка новых форм, методов и приемов обучения;
доклады, выступления;
разработка дидактических материалов, тестов, наглядностей;
разработка методических информаций по применению новых методических технологий;
разработка и проведение открытых уроков по собственным, новаторским технологиям;
создание комплектов педагогических разработок;
проведение тренингов, семинаров, конференций, мастер-классов, обобщение опыта по исследуемой проблеме.
Задача руководителей – создание таких условий, которые бы обеспечивали «запуск» механизмов самообразования учителя, а также способствовали формированию мотивации достижения успеха. Одним из таких средств является карта профессионального роста, обязательная для ведения всеми педагогами общеобразовательных учреждений в районе. Благодаря заполнению карты профессионального роста администрация школы, методисты РУМК, педагоги могут проследить зависимость качества знаний по предмету от участия в методической работе.
Если все проводимые мероприятия не приносят должного результата, то методические службы советуют руководителям оказывать «Адресную помощь» педагогам с низким уровнем профессиональной компетенции.
Для подведения результатов методической работы за учебный год с 2008/2009 учебного года в районе введена технология рейтинговой оценки работы методических служб. Она проводится с целью совершенствования содержания и технологий образования (это предполагает качественное выполнение государственных стандартов, переход к 11-ти летнему обучению, внедрение современных образовательных технологий и принципов организации образовательного процесса) и повышения эффективности управления в системе образования района (проведение мероприятий, направленных на совершенствование системы).
Введение данной технологии позволит:
Во-первых, дать анализ и раскрыть внутренние закономерности процессов, направленные на изменения в деятельности методических служб.
Во-вторых, проводить измерение и, соответственно, оценку текущего состояния деятельности, как на школьном, так и на районном уровне.
В-третьих, проводить не только нормативный, но и динамический анализ, позволяющий отслеживать динамику изменения показателя во времени.
Для этого разработана форма отчетности и инструкция по заполнению.
Самообразовательная работа постепенно должна перейти в научно-исследовательскую. На основе самопознания, выработки рефлексивного мышления, умения учиться происходит трансформация развития в саморегулирующую систему, преобразование устойчивого интереса личности к самообразованию в постоянную жизненную потребность в самовоспитании, что свидетельствует о достижении оптимального уровня самосовершенствования. Показатели эффективности педагогического самообразования - это, прежде всего, качество организованного учителем образовательного процесса и профессионально - квалификационный рост педагога
Самообразование педагогов будет продуктивным если:
ЛИТЕРАТУРА
3.Смоляк, В.С. Управление самроразвитием професситональных компетенций учителей/ В.С.Смоляк// Кіраванне ў адукацыі.-2006.- №6.-С.42
свернуть
Самообразование – потребность творческого и ответственного человека любой профессии, тем более для профессий с повышенной моральной и социальной ответственностью, каковой является профессия учителя.
Самообразование учителя есть необходимое условие профессиональной деятельности педагога.
Мотивы, побуждающие учителя к самообразованию.
Смысл самообразования выражается в удовлетворении познавательной активности, растущей потребности педагога в самореализации путём непрерывного образования.
Суть самообразования заключается в овладении техникой и культурой умственного труда, в умении преодолевать проблемы, самостоятельно работать над собственным совершенствованием, в том числе профессиональным.
Основные принципы самообразования:
Основные направления, в которых учителю необходимо заниматься самообразованием:
Этапы технологии организации самообразования:
1-й этап — установочный, предусматривает создание определённого настроя на самостоятельную работу; выбор цели работы, исходя из научно-методической темы (проблемы) школы; формулирование личной индивидуальной темы, осмысление последовательности своих действий;
2-й этап — обучающий, на котором педагог знакомится с психолого-педагогической и методической литературой по выбранной проблеме образования;
3-й этап — практический, во время которого происходит накопление педагогических фактов, их отбор и анализ, проверка новых методов работы, постановка экспериментов. Практическая работа продолжает сопровождаться изучением литературы;
4-й этап — теоретическое осмысление, анализ и обобщение накопленных педагогических фактов. На данном этапе целесообразно организовать коллективное обсуждение прочитанной педагогической литературы; творческие отчёты о ходе самообразования на заседаниях МО или кафедры, на городских МО; посещение с обсуждением открытых уроков и другие коллективные формы работы;
5-й этап — итогово-контрольный, на котором педагог должен подвести итоги своей самостоятельной работы, обобщить наблюдения, оформить результаты. При этом главным является описание проведенной работы, установленных фактов, их анализ теоретическое обоснование результатов, формулирование общих выводов и определение перспектив в работе.
Источники самообразования
В чём заключается суть процесса самообразования? Учитель самостоятельно добывает знания из различных источников, использует эти знания в развитии личности и профессиональной деятельности.
Источники знаний:
Виды деятельности, составляющие процесс самообразования, напрямую или косвенно способствующие профессиональному росту учителя:
Личный план самообразования учителя
На основании выбранной темы учитель разрабатывает личный план работы над поставленной перед собой проблемой.
При оформлении работы указываются:
название учреждения образования, в котором работает педагог, адрес, рабочий телефон.
По окончании работы над темой каждый учитель должен написать отчёт с анализом, выводами и рекомендациями для других учителей.
При оформлении работы следует учитывать:
Учитель в первую очередь должен быть компасом для детей, чтобы показывать им направление пути к вершинам знаний. Он должен быть магнитом, нестандартной, яркой личностью, которая притягивает к себе детей. Профессиональный, компетентный учитель – это еще и увеличительное стекло, через которое видна особа каждого ребенка, его творческие способности.
Учитель еще и солнышко, которое «зажигает» учащихся своей идеей, согревает их словом, хлопотами. Он же и мобильный телефон, потому что в наше стремительное время нужно успеть дозвониться к душам детей, отправить им своевременное «SMS-сообщение» с советом, консультацией. И еще учитель должен никогда не забывать, что только от него зависит наше будущее.
свернуть
Урок хіміі ў 8 класе “Металы ў перыядычнай сістэме хімічных элемента”
Макрыцкая Дар’я Сяргееўна, настаўнік хіміі і біялогіі дзяржаўнай установы адукацыі “Сакаўшчынскі навучальна-педагагічны комплекс дзіцячы сад-сярэдняя школа імя В.А.Каваленкі”, другая кваліфікацыйная катэгорыя
Мэта ўрока: паўтарыць матэрыял аб становішчы металаў у перыядычнай сістэме хімічных элементаў, вывучыць асаблівасці будовы іх атамаў.
Задачы ўрока:
адукацыйная: пазнаёміць вучняў з будовай і агульнымі ўласцівасцямі металаў зыходзячы з іх становішча ў перыядычнай сістэме хімічных элементаў і будовы атамаў;
паўтарыць матэрыял аб металічнай сувязі;
падкрэсліць адрозненне аб металах як хімічных элементах і металах як простых рэчывах;
развіваючая: развіваць уменне вылучаць галоўнае, параўноўваць і абагульняць;
акцэнтаваць увагу вучняў на магчымасці інтэграцыі курсаў хіміі, біялогіі і гісторыі;
выхаваўчая: развіваць уменне ажыццяўляць самастойную дзейнасць, выхоўваць культуру разумовай працы, фарміраваць адэкватную самаацэнку.
Тып урока: урок засваення новых ведаў.
Матэрыялы і абсталяванне:
Метады навучання: гутарка, тлумачэнне,самастойная работа вучняў па асэнсаванні і засваенню новага матэрыялу: работа з падручнікам і перыядычнай сістэмай хімічных элементаў.
Формы дзейнасці вучняў: індывідуальная, парная, франтальная.
Міжпрадметныя сувязі: з біялогіяй, гісторыяй і геаграфіяй.
Дзейнасць настаўніка:
Стварае спрыяльную эмацыянальную абстаноўку, псіхалагічна падрыхтоўвае вучняў да ўзаемадзеяння на ўроку.
Дзейнасць вучняў: унутрана арганізуюцца,наладжваюцца на працу.
Слова настаўніка. Сёння вы пазнаёміцеся з рэчывамі, з якімі мы сутыкаемся на кожным кроку, без якіх наша жыццё стала б немагчымым.
Задае вучням загадку, у ходзе разгадкі якой уводзіцца паняцце “метал”. Разам з вучнямі фармулюе тэму, мэту і план урока.
Настаўнік: А зараз вы павінны адгадаць загадку. І калі вы правільна яе адгадаеце, то даведаецеся, якія рэчывы мы сёння будзем вывучаць. СЛАЙД (загадка)
Вучні: Метал
Настаўнік: Правільна. Значыць сёння мы будзем вывучаць?
Вучні: Металы
Настаўнік: Пры вывучэнні металаў да чаго мы будзем звяртацца?Дзе размешчаны ўсе хімічныя элементы?
Вучні: Металы знаходзяцца ў перыядычнай сістэме хімічных элементаў.
Настаўнік: І так, дзеці, тэма нашага урока?
Вучні: Металы ў перыядычнай сістэме хімічных элементаў (на дошцы адкрываецца план урока).
Настаўнік: Як вы лічыце, якая мэта нашага урока?
Вучні: Вывучыць становішча металаў у ПС.
Настаўнік: Правільна. Мы павінны вывучыць становішча металаў у перыядычнай сістэме хімічных элементаў і пазнаеміцца з асаблівасцямі будовы іх атамаў.
Працаваць будзем па наступнаму плану:
1.Настаўнік: Скажыце, калі ласка, колькі хімічных элементаў вам вядома?
Вучні: 118
Металы складаюць большасць хімічных элементаў: 95 са 118.
Так якое становішча займаюць металы ў перыядычнай сістэме хімічных элементаў? (Вучань паказвае становішча металаў у ПС). У табліцы перыядычнай сістэмы металы і неметалы падзяляюцца тлустай ступеньчатай лініяй, якая пачынаецца ад вадароду і да элемента з атамным нумарам 118 (Аганесон).
Настаўнік: Гэта мяжа ўмоўная, паколькі элементы, якія размешчаны ўздоўж яе (крэмній, германій, мыш’як, сурма, тэлур, палоній) могуць праяўляць як металічныя, так і неметалічныя ўласцівасці. Гэтыя элементы называюць паўметаламі (металоіды).
Металы знаходзяцца ў галоўных А-групах. I А-група (акрамя вадароду), II А-група ўсе элементы металы, а таксама частка элементаў III – VI A-груп ніжэй за ўмоўную мяжу. К металам адносяцца і ўсе элементы B-груп перыядычнай сістэмы. Іх называюць пераходнымі,паколькі яны аддзяляюць элементы I і II А-груп ад элементаў III-VIII А- груп.Сярод металаў В-груп з’яўляюцца распаўсюджаныя элементы : жалеза, медзь,цынк, хром, нікель, а таксама каштоўныя (благародныя) металы: плаціна, золата, серабро. У III В-групе акрамя скандыю, ітрыю, лантану і актынію, знаходзяцца 14 элементаў лантанідаў і 14 актынідаў. У ПС яны размешчаны ніжэй асноўнай табліцы.
Настаўнік: Давайце ўспомнім з чаго складаецца атам? І пазнаёмімся з асаблівасцямі будовы атамаў металаў.
Вучні: Атамы складаюцца з дадана зараджанага ядра (пратоны і нейтроны), а па арбіталям вакол яго рухаюцца электроны.
Атамы металаў I-III А- груп маюць ад 1 да 3 электронаў на знешнім энергетычным узроўне і вялікія атамные радыусы. Гэта звязана з тым, што электроны знешняга энергетычнага ўзроўня размешчаны на значным выдаленні ад ядра і, як вынік, звязаны з ім слабей. Таму электроны знешняга слоя лёгка адрываюцца,тым самым атамы гэтых металаў ператвараюцца ў дадатна зараджаныя іоны – катыёны.
Так атамы металаў праяўляюць металічныя ўласцівасці і ў хімічных рэакцыях выступаюць адноўнікамі, а самі пры гэтым акісляюцца.
Настаўнік: А зараз вы будзеце працаваць у парах. Вы павінны запаўніць табліцу “Змяненне характарыстык атамаў металаў IА, IIA IIIA-груп”, карыстаючыся ПС і падручнікам (ст. 158-159)
Праверка правільнасці запаўнення табліцы: СЛАЙДЫ 3, 4.
Настаўнік : Што агульнага ў будове атамаў металаў адной і той жа групы?
Вучні: У атамаў металаў адной групы на знешнім электронным слаі змяшчаецца адзін і той лік электронаў (у IА-групе – 1 валентны электрон, у IIA-групе - 2 валентных электрона, у IIIА-групе - 3 валентных электрона).
Настаўнік: У сшытках запішам электронныя схемы будовы атамаў 3 металаў гэта літытый, кальцый, алюміній. (да дошкі вызываюцца 3 вучні) запішыце электронныя схемы будовы атамаў літыя, кальцыя, алюмінія. Астатнія вучні пішуць у сшытках. Праверым.
Настаўнік: А якая сувязь характэрна для металаў?
СЛАЙД 5 (металічная сувязь).
Металічная сувязь вызначае фізічныя і хімічныя ўласцівасці простых рэчываў металаў.
Прафілактыка дэзадаптацыйных станаў: СЛАЙД 6 (фізкультхвілінка)
Знания о металлах имеют огромное значение для каждого из нас. Дело в том, что здоровье человека напрямую зависит от наличия или отсутствия в нашем организме некоторых металлов. В крови человека найдено 76 химических элементов из них 62 металла. К жизненно необходимым или незаменимым элементам относятся следующие металлы - Ca, K, Na, Mg, Fe, Zn, Mn, Co, Cu, Mo. Эти 10 металлов получили название “металлы жизни”.
Главная функция металлов состоит в построении тканей и поддержании постоянства осмотического давления.
Например Са – составляет основу костной ткани, участвует в свёртываемости крови, влияет на развитие зубов, входит в состав скелета.
Fe – организм использует для построения гемоглобина.
Mg – большое влияние ионы магния оказывают на состояние сердечно-сосудистой системы. Недостаток магния приводит к развитию инфаркта миокарда.
Чтобы организм правильно функционировал нужно употреблять продукты, содержащие те или иные химические элементы.
Настаўнік: Дзеці, як вы лічыце, у арганізме чалавека металы знаходзяцца ў выглядзе хімічных элементаў обо простых рэчываў? (Г.зн., атамы металаў уваходзяць у склад складаных рэчываў).
А чым жа адрозніваюцца гэтыя паняцці?
СЛАЙД 7 (паняцце “хімічны элемент” і “простае рэчыва”)
СЛАЙД 8 (адрозненне паняццяў)
СЛАЙД 9 (пытанне пра жалеза)
А зараз нам патрэбна рашыць задачу. Хто жадае на дошкі? (Вучань выходзіць да дошкі).
СЛАЙД 10 (задача).
Колькі ж за суткі патрэбна з’есці курагі, каб забяспечыць наш арганізм іонамі калія?
Першапачатковае замацаванне ведаў
У вас на партах знаходзяцца карткі з хімічнымі знакамі розных простых рэчываў. Вызначце, колькі сярод іх металаў? (Знакі на партах)
Дзейнасць настаўніка:
Стварае ўмовы для самакантролю, карэкцыі і самаацэнкі ведаў, уменняў, паспяховай дзейнасці вучняў.
Дзейнасць вучняў:
Выконваюць заданне, правяраюць выкананае заданне, выпраўляюць памылкі або недахопы, выстаўляюць адзнакі.
Тэставае заданне па замацаванню ведаў:
СЛАЙД 11 (для праверкі тэставага задання)
СЛАЙД 12 (Алхімічнае абазначэнне металаў)
Дзеці, а з якім металам у вас асацыіруецца сённяшні ўрок? І чаму? (адказы)
Выстаўленне адзнак, каментарыі
СЛАЙД 13 (дамашняе заданне)
Падвядзенне вынікаў урока. Рэфлексія.
свернуть
11 клас
Тэма: Ідэйна-мастацкая своеасаблівасць апавядання М. Стральцова «Сена на асфальце»
Задачы:
Ход урока
Праверка гатоўнасці да ўрока.
Слова настаўніка.
Мы з вамі на прошлым уроку пазнаёміліся з жыццёвым шляхам Міхася Стральцова, зрабілі кароткі агляд яго творчасці, пазнаёміліся з апавяданнем “Сена на асфальце”.
4.1. Гульня “Дэкларацыя самакаштоўнасці”
Пазнаць сябе і сваіх аднакласнікаў бліжэй нам дазволіць наступная гульня. Калі вы згаджаецеся з прыведзеным мною выказваннем, то, калі ласка, прыўстаньце з месца:
- я такі, як усе;
- ва ўсім свеце няма такога, як я;
- я магу палюбіць сябе і пасябраваць з сабой;
- я не заўсёды бываю задаволены сабой;
- я магу адчуваць, думаць, гаварыць і дзейнічаць;
- я ўмею разумець людзей, што вакол мяне.
Я – гэта я і я – гэта цудоўна!
Калі ля ўваходных дзвярэй на лесвічную пляцоўку вы ўбачыце вялікую скрыню, запоўненую бульбай і закрытую на замок, то будзьце абсалютна ўпэўненыя: уладальнік гэтай скрыні – вясковы гараджанін.
Няхай скрыня не адпавядае санітарным нормам, гаспадар усё роўна шчасліўшчык: ён адваяваў некалькі метраў дадатковай прасторы. Яму пасля пераезду ў горадзе гэтага не хапае: пачуцця свабоды і прасторы.
Калі вы заўважыце ў пад’ездзе наклейкі ці выцінанкі, то ведайце – гэта ўжо справа рук гарадскога вяскоўца ў другім пакаленні. Максімум яго эстэтычных здольнасцей – выцягнуць з кватэры абсалютна непатрэбныя яму рэчы, якія проста выкінуць рука не падымаецца. І яго не цікавіць, што некаторыя суседзі могуць быць супраць такога ўпрыгожання.
Яшчэ павінна змяніцца некалькі пакаленняў да таго часу, пакуль мы ўпэўнімся, што ў гарадах жывуць гараджане , а не вяскоўцы.
На якую вострую, узнятую ў апавяданні М.Стральцова, указваюць вызначаныя мною паняцці? (Пераезд з вёскі ў горад. Насельніцтва жыве ў гарадах, а лад жыцця ў іх вясковы)
Твор адметны па кампазіцыі. Складаецца з 6 частак. У якім парадку, вы б іх размясцілі, ведаючы, што асаблівасць творчай манеры Стральцова ў тым, што ён ідзе ад настрою, уласных перажыванняў, якія выклікаюць з’яву ці прадмет. Апавяданне напісана ў жанры лірычнай прозы. Лірычнасць праяўляецца ў непасрэднай прысутнасці аўтарскага “я” ў апавяданні, у дэталях, рытме, колеру, што стварае адпаведны настрой, дапамагае выявіць адносіны аўтара да рэчаснасці. Пераехаўшы ў горад, пісьменнік імкнецца дапамагчы сваім чытачам, такім жа, як ён, гарадскім вяскоўцам, адаптавацца ў нязвыклай сітуацыі, далучыцца да гарадской цывілізацыі. Падумайце, зможам мы на ўроку “прачытаць” парады пісьменніка? Чаму трэба будзе неабходна ўдзяліць асаблівую ўвагу?
Паспрабуйце ўспомніць, на якія мае пытанні вам было лёгка адказваць? Чаму? На якія мы так і не змаглі даць адказу? Пра што мы можам даведацца на ўроку, як для гэтага нам неабходна змяніць наша ўзаемадзеянне?
Адказы на вашы пытанні дапамогуць вызначыць аўтарскае “я”, ідэю твора. Такім чынам, я прапаную вам для разгляду праблемнае пытанне ўрока: “Як, пайшоўшы, застацца, застаўшыся, узвысіцца да сапраўдных гарадскіх каштоўнасцей?”
С.89, пытанні 2,3.
свернутьБогуславская Е.Г., учитель русского языка и литературы
Подготовка к сочинению
по картине И.Сурикова «Взятие снежного городка», 8 класс
Цели:
Создать условия для знакомства с жизнью и творчеством великого русского художника 19 века В.И. Сурикова;
Создать условия для подготовки материалов к написанию сочинения по картине;
Продолжить работу над приобщением учащихся к культурному наследию русского народа.
Ход урока
I Оргмомент.
II Введение в тему урока.
Сообщение об известном русском художнике В.И. Сурикове.
Великий русский художник В.И. Суриков хорошо знал традиции и обычаи русского народа. Он родился в 1848 году в г. Красноярске. Его семья принадлежала к старинному казачьему роду. Любимыми развлечениями сибиряков были кулачные бои и охота. С малых лет Суриков ходил с отцом на охоту и прекрасно стрелял, а в юности любил участвовать в кулачных боях.
В 1868 г. Суриков отправился в Петербург поступать в Академию художеств. Там он блестяще учился в, и первые же картины принесли ему широкую известность.
Ещё в Академии определилась и основная тематика картин В.И.Сурикова: русская история, её драматические, порой трагические события, выдающиеся личности прошлых веков.
III Определение целей урока
Ребята, как вы думаете, какова тема нашего урока?
Исходя из темы, каковы цели нашей работы?
Запишем в тетради число и тему урока
IV Работа с картиной
Взятие снежного городка – старинная сибирская игра, которая проводилась в прощёное воскресенье – последний день масленичной недели.
Казаки строили городок изо льда и снега.
Поутру защитники с хворостинами, метлами, трещотками окружали крепость, а поодаль на лошадях располагались нападающие. Раздавался сигнал - и нападающие переходили в наступление. Они должны были прорваться сквозь стену защитников, которые стегали лошадей метлами и хворостинами, пугали трещотками. Лошади пугались и поворачивали назад, но всадники снова бросали их в атаку. Наконец самый смелый и удачливый всадник пробивался сквозь ряды защитников и, ломая стену, врывался на коне в городок.
Давайте рассмотрим картину целиком и фрагментарно
1) Есть ли на всаднике шапка? (Да)
2) Какой масти конь? (каурый )
3) Сколько девушек на санях справа? (2)
4) Чем игроки пугают коня? (Палками)
5) Как выглядит снежный городок? (Он построен из снега и льда)
6) На какой праздник приходится эта игра? (На масленицу – проводы зимы.)
7) Какой момент игры изобразил Суриков? Всадник в полете через стену городка. Очевидно, он и есть победитель. (Всадник подался вперед, конь передними копытами сбил в прыжке преграду, грива взметнулась, зубы оскалены, глаза горят огнем.)
8) Как ведут себя другие участники игры? (По-разному: кто-то размахивает хворостинами, кто-то бросает снежки, кто-то хохочет, свистит, кричит, и все это для того, чтобы испугать коней и всадников)
9) Чья это игра? ( Всеобщая. Она азартная, в ней с удовольствием принимают участие и стар и млад.)
А) Подберите эпитеты к словам
Б) Подберите синонимы
Художник – В.И.Суриков, автор картины, живописец
Рисовать - изображать, показывать
Белый – серебряный, снежный
Играть – забавляться, веселиться
На лету, на скаку, на дыбы, вплотную, вскачь, наотмашь, навзничь, одеты по - праздничному, радуются по – детски.
а) расположить глаголы в порядке нарастания действия.
улыбаться прыскать хихикать, смеяться хохотать
б) дописать, где нужно, Ь:
уж, невтерпеж, прочь, хорош, пригож, могуч, кипуч, не отдашь, не пропустишь
1.Всадник, который одолел стену - Летит, несется, сшибает, перескакивает, успевает, побеждает, перемахивает
А сейчас составим план описания картины
- Из скольких частей состоит любое описание – из 3
- О чем пишем в 1 части (о художнике и темах его творчества, кратко)
- Во 2 части (описание картины)
- В 3 части (свои впечатления)
- Какую часть можно расширить, раздробив на абзацы (2)
-Как? (описание картины: об игре, лихой казак, защитники городка, зрители, праздничность картины)
Посмотрите, что у нас получилось
План сочинения
а) Что за игра!
б) лихой казак, разрушающий городок
в) мужественные защитники крепости
г) зрители
д) праздничный колорит картины
- С творчеством какого художника мы сегодня познакомились?
- О какой сибирской забаве узнали?
- Каким типом речи будет написано ваше сочинение?
VII. Домашнее задание
1.Подготовить материалы к сочинению.
2.Откорректируйте, выберите нужное.
свернуть
Цель: восприятие учащимися и первичное осознание нового учебного материала, осмысливание связей и отношений в объектах изучения.
Цель: вторичное осмысливание уже известных знаний, выработка умений и навыков по их применению.
Логика процесса закрепления знаний:
Цель: усвоение умений самостоятельно в комплексе применять знания, умения и навыки, осуществлять их перенос в новые условия.
Логика процесса комплексного применения ЗУН:
Цель: усвоение знаний в их системе.
Цель: определение уровня знаний, сформированности УН, комплексного их применения. Закрепление и систематизация знаний. Коррекция знаний, умений и навыков.
В процессе учебно-воспитательной деятельности учащихся лежит деятельность, направленная на выполнение постепенно усложняющихся заданий за счет комплексного охвата знаний, применение их на разных уровнях:
МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ
Словесные методы: при формировании теоретических и фактических знаний и решении всех других задач обучения.
Наглядные методы: для развития наблюдательности, повышения внимания к изучаемым вопросам.
Практические методы: для развития практических умений и навыков.
Репродуктивные методы: для формирования знаний, умений и навыков.
Проблемно-поисковые: для развития самостоятельности мышления, исследовательских умений, творческого подхода к делу.
Индуктивный метод: для развития умения обобщать, осуществлять индуктивные умозаключения (от частного к общему).
Дедуктивные методы: для развития умения осуществлять дедуктивные умозаключения (от общего к частному) и развития умения анализировать явления.
Методы самостоятельной работы: для развития самостоятельности в учебной деятельности, формирования навыков учебного труда.
свернуть
Рекомендации по работе с гиперактивными детьми
с истерическими реакциями
Рекомендации по работе с застенчивыми детьми
Этим детям свойственны страхи, тревожные опасения, боязнь нового, незнакомого, низкая адаптивность. В школьном возрасте - ипохондрия — за свое здоровье и здоровье родных. Появляются навязчивость и чрезмерная мнительность, застенчивость. Важно, как выглядит в глазах других: в неудобных, стыдливых ситуациях испытывают тяжелейший стресс, который долго переживают. Склонны к СУИЦИДУ (самоуничтожение). Внушаемы.
Как правило, это дети из семей по типу воспитания высокой моральной ответственности. И для этих детей самое страшное — ошибиться или кого-то подвести. Задача учителя научить детей спокойно относиться к ошибкам, иметь желание их исправить, находя при этом разные варианты решения проблемы.
свернуть
Кредо учителя:
Создать из повседневного - удивительное.
О сложном говорить увлекательно, эмоционально.
Учить всему кратко, понятно, основательно.
Современное общество ждет от школы мыслящих, инициативных, творческих выпускников с широким кругозором и прочными знаниями. Школа в условиях модернизации системы образования ищет пути, которые позволили бы выполнить этот заказ общества.
При традиционном способе преподавания учитель часто ставит ученика в положение объекта передаваемой ему извне информации. Такой постановкой образовательного процесса учитель искусственно задерживает развитие познавательной активности ученика, наносит ему большой вред в интеллектуальном и нравственном отношении. Еще В.А. Сухомлинский говорил: «Страшная это опасность – безделье за партой; безделье шесть часов подряд ежедневно, безделье месяцы и годы. Это развращает». Другой русский педагог М.В. Остроградский писал: «Скука является самой опасной отравой. Она действует беспрестанно; она растет, овладевает человеком и влечет его к наибольшим излишествам»
Классическая педагогика прошлого утверждала: «Смертельный грех учителя – быть скучным». Когда ребенок занимается из-под палки, он доставляет учителю массу хлопот и огорчений, когда же дети занимаются с охотой, то дело идет совсем по-другому. Активизация познавательной деятельности ученика без развития его познавательного интереса не только трудна, но и практически невозможна. Вот почему в процессе обучения необходимо систематически возбуждать, развивать и укреплять интерес учащихся и как важный мотив учения, и как стойкую черту личности, и как мощное средство воспитывающего обучения, повышения его качества.
В психологических знаниях в общественном виде отражены уже познанные психологические закономерности обучения и воспитания, формирование личности на различных возрастных этапах в условиях различных видов деятельности (игра, учение, труд), существенные связи в сфере педагогических и психологических явлений. Психолого-педагогическая наука накопила немало ценных фактов, использование которых может обогатить содержание и организацию уроков, более полно использовать резерв школьника, и тем самым повысить его воспитательную ценность.
Снижение уровня знаний учащихся в большей степени объясняется качеством уроков: шаблоном, однообразием, формализмом, скукой. Многие учителя ищут разные способы «оживления» урока, привлечения учащихся к активной работе, разнообразию форм объяснения нового материала.
Разумеется, ни в коем случае нельзя отказываться от традиционного урока, как основной формы обучения и воспитания детей. Но придать уроку нестандартные, оригинальные приемы необходимо для активизации мыслительной деятельности учащихся. Это не замена старых уроков, а их дополнение и переработка, внесение оживления, разнообразия, которым повышают интерес, способствуя совершенствованию учебного процесса.
На таких уроках ученики увлечены, их работоспособность повышается, результативность урока возрастает. Но надо заметить, что в выборе нестандартных уроков нужна мера. Ученики привыкают к необычным способам работы, теряют интерес, успеваемость заметно снижается. Место нетрадиционных уроков в общей системе должно определяться самим учителем в зависимости от конкретной ситуации, условий содержания материала и индивидуальных особенностей самого учителя.
Интерес в учебно-познавательной деятельности - мощный двигатель обучения и учения. Все вопросы обучения смыкаются с интересом. Нет ни одной проблемы в учебно- познавательной деятельности, которую можно было бы решать без опоры на интерес и тогда, когда он выступает как привходящее средство, опирающееся на привлекательные стороны изучаемого явления, и тогда, когда он выступает в виде внутреннего побуждения – мотива данной деятельности либо данного учебного действия, что существенно выражено в отношении школьника к учебной деятельности. И, конечно, тогда, когда интерес представляет собой уже личностное образование школьника, подкрепляющее его деятельную активность, способствующее развитию его самостоятельного учения.
Успешное преподавание немыслимо без стимулирования активности учеников в процессе обучения. Компонент стимулирования не обязательно следует за организацией. Он может предшествовать ей, может осуществляться одновременно, но может и завершать ее. Педагогикой накоплено многочисленные приемы и способы стимулирования активной учебной деятельности, разработаны специальные методы стимулирования. Стимулирование выполняет задачу – привлечь внимание учеников к теме, пробудить у них любознательность, любопытство, познавательный интерес. Одновременно необходимо развивать у учащихся чувства долга и ответственности, активизирующие учение. Важно не только удовлетворить потребность в изучении темы в самом начале занятия, раскрывая ее значимость, необычность, но и продумать приемы стимулирования, которые будут использованы по ходу урока и особенно во второй части его, когда наступает естественное утомление, и учащиеся нуждаются во влияниях снимающих напряжение, перегрузку и вызывающих желание активно усваивать учебный материал.
Под активностью личности в психологии понимается способность человека производить общественно значимые преобразования окружающего, проявляющиеся в общении, совместной деятельности, творчестве. Постоянным побудителем механизма познания является интерес.
Интерес – это мотив, способствующий ориентировке, в какой-либо области, ознакомлению с новыми фактами, более полному и глубокому отражению действительности. Роль интересов в процессах деятельности велика.
Они заставляют личность активно искать пути и способы удовлетворения возникновения у нее жажды знания и понимания. Удовлетворение интереса не приводит к его угасанию, а, внутренне перестраивая, обогащая и углубляя его, вызывает возникновение новых интересов, отвечающих уровню более высокому уровню познавательной деятельности.
Познавательный интерес формируется и развивается в деятельности. Сильным стимулом познания является удивление. Удивляясь, человек как бы стремиться заглянуть вперед. Он находится в состоянии ожидания чего - то нового. Но познавательный интерес к учебному материалу не может поддерживаться все время только яркими фактами, а его привлекательность невозможно сводить к удивляющему и поражающему воображению.
Это быстро может наскучить ученику, необходимо менять формы и методы работы на уроке, стараться завлечь его, привлекая к творческой мыслительной деятельности.
После объяснения материала для проверки и закрепления знаний хорошо использовать тестовые задания. Тесты заменяют фронтальный опрос учителя, так как дети, отвечая на вопросы, самостоятельно оценивают свои знания.
К.Д. Ушинский писал, что новое неожиданное всегда в учебном материале выступает на фоне уже известного и знакомого, и поэтому для поддержания познавательного интереса важно учить школьника умению в знакомом материале видеть новое.
Учителю необходимо учащихся переводить со ступени его чисто житейских достаточно узких и бедных представлений о мире – на уровень научных понятий, обобщений, понимания закономерности. Интересу познаний содействует также показ новейших достижений науки. Сейчас, больше чем когда-либо, необходимо расширить рамки программ, знакомить учеников с основными направлениями научных поисков, открытиями. Далеко не все в учебном материале для учеников может быть интересным. И тогда выступает еще один, не менее важный источник познавательного интереса – сам процесс деятельности.
Путь к нему лежит, прежде всего, через разнообразную работу учащихся организованную в соответствии с особенностью интереса.
Современная дидактика придает большое значение развитию и творческой активности учащихся. В ходе уроков необходимо изыскивать возможности для их самостоятельной работы. Следует поощрять самостоятельные примеры, стремиться к тому, чтобы ученики не механически запоминали рассказ учителя, а попытались сами найти ответы на выдвигаемые учителем вопросы. Чтобы развивать это ценное качество надо отказаться от чрезмерной опеки учеников, слишком быстрых подсказок представлять возможности самим найти выход из возникающего учебного затруднения.
Ориентация системы среднего и высшего образования на активизацию познавательной деятельности учащихся и формирования их творческого мышления выдвигает новые требования к организации учебно-познавательного процесса в школе, лицее, колледже и ВУЗе. Среди способов интенсификации обучения особое значение имеет применение методов, форм и приемов активизирующих творческую, познавательную деятельность обучаемых. В школе и вузовской практике находят широкое применение методы проблемного обучения, которые способствуют развитию творческого мышления. Их рассмотрение может служить основание для разработки конкретных педагогических технологий.
Творческие способности личности проявляются и развиваются только в процессе творческой деятельности. Педагогическая деятельность состоит из множества разных задач направленных на формирование умения анализировать, развивать логическое мышление и творческую активность учащихся.
Для того чтобы урок стал интересным и наполненным содержательным на начальном этапе обучения используется игра.
Учащиеся лучше запоминают сложную терминологию в процессе игры «лото», «кроссворд».
В процессе накопления учебного материала усложняется и игра. Она становится ролевой. Перед учащимися ставится задача не просто назвать правильно термин, но и применить его в решении задачи.
Так, например, учащимся выдаются карточки-задания, в которых отражена конкретная задача.
Более слабому ученику достается карточка с легким заданием.
Ученику со средним уровнем подготовленности поручается проверить задание своего товарища и выполнить более сложное задание.
Для «сильного» ученика дается задание повышенной сложности. Он должен внимательно прослушать диалог двух предыдущих учащихся и выявить все ошибки, допущенные при решении заданий.
Таким образом, процесс усвоения материала происходит от простого к сложному, дети привыкают использовать профессиональную лексику, мысленно представлять решение того или иного задания. Обучающие игры являются методом педагогической технологии формирования технического, творческого мышления и направлены на развитие у учащихся различных структур: восприятия, ощущения, памяти, мышления.
Все игры можно подразделить на тренировочные, интеллектуальные и организационно-деятельные. Основная задача всех этих игр научить учащихся самостоятельно принимать решения, искать более реальные пути для достижения цели, активизировать их мыслительную деятельность.
Следующим шагом самостоятельной работы ученика будет подготовка сообщения на заданную тему. Наиболее удачные сообщения можно оформить в виде рефератов, а затем провести их защиту. Формы проведения защиты могут быть разные: устный журнал, дискуссионный клуб, ученическая конференция.
В результате проделанной работы проявляется интерес к предмету, активность на занятиях активно возрастает. Благодаря таким формам обучения ученики приучаются работать с научной литературой, делать самостоятельные выводы и учитель переходит к более серьезным типам урока, таким как: урок-лекция, урок-семинар, урок-беседа.
Условия, для проявления познавательной деятельности:
Активные методы обучения позволяют использовать все уровни усвоения знаний: от воспроизводящей деятельности через преобразующую к главной цели – творческо-поисковой деятельности. Творческо-поисковая деятельность оказывается более эффективной, если ей предшествует воспроизводящая и преобразующая деятельность, в ходе которой учащиеся усваивают приемы учения.
Необходимость активного обучения заключается в том, что с помощью его форм, методов можно достаточно эффективно решать целый ряд задач, которые трудно достигаются в традиционном обучении:
В педагогической практике используются различные пути активизации познавательной деятельности, основные среди них – разнообразие форм, методов, средств обучения, выбор таких их сочетаний, которые в возникших ситуациях стимулируют активность и самостоятельность учащихся.
Наибольший активизирующий эффект на занятиях дают ситуации, в которых учащиеся сами должны:
Можно утверждать, что новые технологии самостоятельного обучения имеют в виду, прежде всего, повышение активности учащихся: истина, добытая путем собственного напряжения усилий, имеет огромную познавательную ценность.
Методы обучения:
Формы и методы урока:
Но активности познавательной деятельности, проявленной на уроке, требуется выход и во внеурочные формы работы, поэтому помимо урока играет важную роль организация исследовательской и проектной деятельности учащихся. Одним из путей творческого восприятия современных наук – это систематическая исследовательская и проектная деятельность, позволяющая применять полученные знания на уроке на практике: участие в олимпиадах, конкурсах, конференциях разного уровня. Современные условия развития общества требуют переориентации обучения с усвоения готовых знаний, умений и навыков на развитие личности ребенка, его интеллектуальных способностей, самостоятельности и критичности мышления, умения работать с информацией.
Главная ценность культуры сегодня – читающий ребенок. Открывая книгу, он вместе с тем, открывает свой личностный потенциал. Книга питает его ум и душу. И тогда книга становится пространством для развития личности, формирования лучших человеческих качеств.
Опыт свидетельствует, что плохо читающие ученики обречены на неуспеваемость в средних и старших классах, где учебный материал увеличивается во много раз. Кроме того, в процессе чтения совершенствуются оперативная память и устойчивость внимания, от которых зависит умственная память и умственная работоспособность.
Использование продуктов информационных технологий (презентация, интерактивная доска, видеоматериалы, учебный фильм и др.) вызывает особый интерес, ученики значительно ярче и глубже осознают важность, значимость изучаемых вопросов и оттого относятся к ним с большим интересом.
Результативность:
Т.к. интеллект – это совокупность качеств индивида, которая обеспечивает его мыслительную деятельность, а интеллектуальные способности - это способности, которые необходимы для выполнения не какой-то одной, а многих видов деятельности, то все эти теории связывает одна общая мысль о том, что интеллект развивается в процессе учебно-познавательной деятельности.
Также можно подтвердить, что активизация познавательной деятельности учащихся средствами учебно-дидактической игры, применением невербальных средств обучения способствует созданию психологического комфорта как для учащихся, так и для учителя.
Объединяя несколько форм деятельности, осуществляются качественные сдвиги в развитии познавательных способностей, в нравственном становлении личности, вызывается живой интерес к процессу познания, привлекая детей к решению творческих, познавательных задач, сохраняется у них устойчивый интерес к учению на протяжении всех школьных лет.
Активизация познавательной деятельности – основа эффективности образовательного процесса.
свернуть
Урок – главная составная часть учебного процесса. Учебная деятельность учителя и учащихся в значительной мере сосредотачивается на уроке. Качество подготовки учащихся по той или иной учебной дисциплине во многом определяется
Для того, чтобы этот уровень был достаточно высоким, надо, чтобы учитель в ходе подготовки урока постарался сделать его своеобразным педагогическим произведением со своим смыслом, завязкой и развязкой подобно любому произведению искусства.
Цели урока должны быть максимально конкретными.
ЦЕЛЬ ОБУЧЕНИЯ предполагает формирование у учащихся новых понятий и способов действий, системы научных знаний и т.п.
К уроку по теме «Вероятностный подход к измерению количества информации» обучающие цели урока могут быть сформулированы так:
К уроку по теме «Конструирование разветвляющихся алгоритмов»:
ЦЕЛЬ ВОСПИТАНИЯ предполагает формирование у учащихся определенных свойств личности и черт характера.
К уроку по теме «Алгоритм как логическая сила мышления» воспитательные цели могут быть сформулированы так:
ЦЕЛЬ РАЗВИТИЯ предполагает в основном развитие на уроке психических качеств учащихся: интеллекта (мышления, познавательных, общетрудовых и политических умений), воли и самостоятельности.
РАЗВИТИЕ МЫШЛЕНИЯ – умения выделять существенные признаки и свойства,
устанавливать единые, общие признаки и свойства целого, составлять план изучаемого материала, умения квалифицировать факты, делать обобщающие выводы, выделять общие и существенные признаки, отличать несущественные признаки и отвлекаться от них, развитие умений применять знания на практике.
РАЗВИТИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ УМЕНИЙ – выделять главное, составлять план, тезисы, вести конспект, наблюдать, делать опыты.
РАЗВИТИЕ ОБЩЕТРУДОВЫХ И ПОЛИТЕХНИЧЕСКИХ УМЕНИЙ – нешаблонно, творчески подходить к решению самых разнообразных задач, умение пользоваться приборами и инструментами, умение планировать, оценивать результаты выполненных действий.
РАЗВИТИЕ УМЕНИИ УЧЕБНОГО ТРУДА – развитие умения работать в должном темпе, читать, писать, вычислять, чертить, конспектировать.
РАЗВИТИЕ ВОЛИ И САМОСТОЯТЕЛЬНОСТИ – развитие инициативы, уверенности в своих силах, развитие настойчивости, умение преодолевать трудности для достижения цели.
Приложение №1
или письменных упражнений.);
К таким методам относятся:
Для этого надо:
А) Подобрать по теме литературу. При этом, если речь идёт о новом теоретическом материале, следует постараться, чтобы в список вошли вузовский учебник, энциклопедическое издание, монография (первоисточник), научно-популярное издание. Надо отобрать из доступного материала только тот, который служит решению поставленных задач наиболее простым способом.
Б) Подобрать учебные задания, целью которых является:
В) Упорядочить учебные задания в соответствии с принципом «от простого к сложному».
Составить три набора заданий;
Г) Подготовить оборудование для урока.
Составить список необходимых наглядных пособий, приборов, технических средств обучения. Проверить вид классной доски так, чтобы весь новый материал оставался на доске в виде опорного конспекта.
Д) Продумать изюминку урока.
Каждый урок должен содержать что-то, что вызовет удавление, изумление, восторг учеников – одним словом, то, что они будут помнить, когда всё забудут. Это может быть интересный факт, неожиданное открытие, красивый опыт, нестандартный подход к уже известному и пр.
Е) Спланировать контроль за деятельностью учащихся на уроке, для чего подумать:
При этом не забывать, что чем чаще контролируется работа всех, тем легче увидеть типичные ошибки и затруднения, а также показать учащимся подлинный интерес учителя к их работе.
Можно в конспект урока включить таблицу, в которой зафиксировано, что, на каком этапе урока делают ученики и учитель.
Этап урока |
Что делают |
|
Учитель |
Ученики |
|
1Проверка домашнего задания |
Под структурой урока следует понимать устойчивый порядок внутренних связей между элементами урока.
Необходимо подумать в какой последовательности будет организована работа с учебным материалом, как будет осуществлена смена видов деятельности учащихся, чтобы внутренние связи между элементами урока сохранились.
Основные этапы современного урока
6.Первичная проверка понимания.
7.Организация усвоения способов деятельности путем воспроизведения информации и упражнений в ее применении (в том числе смена вариантов) по образцу.
8.Творческое применение и добывание знаний, освоение способов деятельности путем решения проблемных задач, построенных на основе ранее усвоенных знаний и умений.
9.Обобщение изучаемого на уроке и введение его с систему ранее усвоенных знаний и умений.
Домашние задания можно дать на любом из этапов урока в зависимости от учебной ситуации. Эта процедура, как правило, занимает очень маленький отрезок времени, но имеет очень важное значение. Поэтому задание на дом входит в структуру урока как самостоятельный элемент методической подструктуры.
Главное при группировке материала – умение найти такую форму организации урока, которая вызовет повышенную активность учащихся, а не пассивное восприятие нового.
Вывод:При подготовке к уроку надо постараться сделать так, чтобы урок не только вооружал учащихся знаниями и умениями, значимость которых невозможно оспорить, но чтобы всё, что происходит на уроке, вызывало у детей искренний интерес, подлинную увлечённость, формировало их творческое сознание?
свернуть