ОБЩЕНИЕ С ПОДРОСТКАМИ

13.09.2023

Рекомендации психолога по общению с подростками

  1. Уметь выслушивать подростка.
  2. Незаметно вторгаться в круг его неформальных отношений,    постараться изолировать его от лидера группы.
  3. Обеспечить возможность занять достойное место в коллективе (через поручения, поощрение малейших успехов, поиск и развитие способностей).
  4. Проявлять и подтверждать свое доверие к подростку, доверив ответственное поручение или выступление от лица   коллектива.
  5. Дать возможность самому подростку шефствовать над младшими с такой же судьбой.
  6. Знать состояние здоровья ребенка, замечать признаки утомляемости.
  7. На проступок надо реагировать мерой наказания, но наказание должно завершать конфликт, а не создавать его.
  8. Общение с подростком должно носить успокаивающий характер.
  9. Подход к анализу поведения подростков не должен носить оценочный характер, нужно находить положительные, отрицательные моменты поступков и предлагать альтернативные способы поведения.
  10. Формировать нормативность поведения через пример отношения родителей к подростку и друг к другу.
  11. Построение учебной деятельности на уроках должно отражать учет индивидуальных отличий, что поможет снизить напряженность учащихся, испытывающих неудовлетворенность по поводу учебных затруднений.
  12. Учебная деятельность должна способствовать развитию умений думать абстрактно и гипотетически, должна соответствовать постоянно меняющимся потребностям подростков.
  13. Во взаимодействии необходимо избегать чрезмерного физического и психологического давления на подростков.
  14. Способствовать пониманию и принятию подростками физических изменений.
  15. В повседневной жизни пропагандировать ценность физического здоровья, занятий спорта, правильного питания, необходимости соблюдения личной гигиены.

 

Рекомендации родителям детей с личностной тревожностью

  1. Проявляйте безусловную родительскую любовь. Принимайте ребенка таким, какой он есть на самом деле.
  2. Не предъявляйте непосильных требований, которые вызывают недовольство ребенка.
  3. Не проявляйте гипертрофированную заботу о ребенке. При искусственном ограничении социального опыта ребенка семья не обеспечивает ему переживания надежности, защищенности. Отсюда чувство беззащитности, неуверенность в своих силах, высокая тревожность.
  4. Количество поощрений должно превышать количество порицаний.
  5. Не используйте авторитарный стиль воспитания, с высоким уровнем притязаний, ожиданий по отношению к ребенку.
  6. Оценивая действия ребенка, обратите внимание на то, как часто Вы это делаете и как Вы это делаете. Когда ребенка укоряют за все подряд – лежащую не на месте игрушку, пролитый чай и т.д., - всплески ситуативной тревожности превращаются в сплошной эмоциональный фон.
  7.  Создавайте для ребенка ситуации успеха.
  8.  Поощряйте малейшие позитивные сдвиги.

Рекомендации психолога  родителям по установлению эффективного взаимодействия с подростками

Уважаемые родители, данные рекомендации помогут вам избежать конфликтов, ошибок в общении с подростками.

Основные психологические особенности подросткового возраста:

  1. Обострение чувства взрослости;
  2. Желание вырваться из-под опеки родителей;
  3. Жажда общения со сверстниками – группирование;

Рекомендации:

  1. Уважаемые родители,  как можно чаще показывайте и доказывайте, что вы любите  ребенка  просто так! Например, вы можете проявить свои чувства словами: «Ты мне нужен, ты нам дорог, я люблю, когда ты дома».
  2. Уважаемые родители, сохраняйте спокойный ровный тон общения, даже если вы за что- то критикуете. Подростки обращают внимание на тон общения, на крик и повышенный тон, часто могут ответить тем же - раздражением. Помните, что обсуждение – это НЕ нотация! Подростки тяжело воспринимают нотации: «Мы же взрослые». Часто отключаются и перестают воспринимать.
  3. Уважаемые родители, важно требовать дисциплинированности только после того, как между вами и подростком установлены положительные отношения.
  4. Уважаемые родители, важно научиться конструктивно оценивать поступки, действия, а не самого подростка.Можно выражать свое недовольство ОТДЕЛЬНЫМИ действиями ребенка, но не ребенком в целом. Избегайте ставить штампы: плохой, лентяй, неумёха. Задавайте вопросы, ведущие ребёнка к пониманию последствий действий: «Что ты можешь сделать для исправления оценки, как и когда сможешь?»
  5. Уважаемые родители, не стоит постоянно выражать недовольство действиями подростка. Иначе это перерастает в неприятие его. Важнее, что ваш ребенок делает хорошо.
  6. Уважаемые родители, не ограждайте подростка от самостоятельных решений и поступков. Не выполняйте за ребенка то, что он может сделать сам.
  7. Уважаемые родители, чтобы воспитать самостоятельного и ответственного человека, уважайте ПРАВО выбора подростка.
  8. Уважаемые родители, пусть ваш ребенок постоянно чувствует, что его ценят по достоинству: советуйтесь с ним.
  9. Уважаемые родители, соблюдайте простое, но важное правило. Относитесь к детям уважительно: не поучайте детей в присутствии сверстников.

 Памятка для родителей по повышению мотивации обучения у подростка

  1. Чётко ставьте цели перед подростком: чего хотим добиться, какими знаниями обладать.
  2. Определяйте и оглашайте сроки реализации поставленной цели (когда я это исправлю, выучу).
  3. По возможности, определяйте прикладную направленность обучения. ( Зачем мне это надо знать, как я это применю в жизни?).
  4. Чётко и своевременно отслеживайте результаты деятельности собственного ребёнка в процессе всей работы (учёбы).
  5. Предъявляйте посильные требования к подростку. (Зато ты можешь …).
  6. Разработайте приемы поощрения (похвала при всей семье). Хвалите за дело – стимулируйте мотивацию.
  7. Позитивно, регулярно поддерживайте подростка. Доброе слово и дельный совет лучше порицания.
  8. Формируйте положительный стимул. Наказание положительных эмоций не вызывает.

         а) выучишься- поступишь в ВУЗ;

         б) «ты же не хочешь огорчить родителей»;

         в) «ты же хочешь, чтобы тебя уважали»;

         г) «ты способен» (сдать, выучить, написать ).

  1. Так как ведущая деятельность подростка – общение, группирование, обучение должно происходить через общение. Оцените положительные действия ребёнка, спросите мнение по предмету, обсудите с ним предмет.
  2. Не сравнивайте результаты обучения вашего подростка с ребятами из класса, это может привести к раздражению.