Вступительная кампания 2024

Информация для поступающих учащихся с ОПФР

развернуть

ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ОРИЕНТАЦИЯ УЧАЩИХСЯ С ОСОБЕННОСТЯМИ ПСИХОФИЗИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ

Важнейшее значение для обеспечения эффективности профессиональной деятельности и самореализации любого человека имеет выбор профессии в соответствии с его возможностями и интересами, с одной стороны, и потребностями рынка труда, с другой стороны. Тем более важно рациональное решение вопросов выбора профессии в отношении лиц, возможности которых в этом плане объективно ограничены.

Решение задач профессиональной ориентации учащихся с особенностями психофизического развития осуществляется с учетом имеющихся у них нарушений физического и (или) психического развития (интеллектуальная недостаточность, тяжелые нарушения речи, нарушение слуха, нарушения зрения, нарушения психического развития (трудности в обучении), нарушения функций опорно-двигательного аппарата) и данных медицинского, психологического и педагогического изучения каждого учащегося на основе действующих нормативных правовых документов.

Учитывая, что профориентационная работа с учащимися с особенностями психофизического развития реализует цель и задачи, общие для всей системы профориентации молодежи, при решении вопросов ее организации (определении направлений, содержания, средств и др.) необходимо руководствоваться существующей нормативной правовой базой.

Специфика профориентационной работы определяется в первую очередь тем, что физические и (или) психические нарушения ограничивают круг профессий, овладение которыми может быть рекомендовано с учетом состояния здоровья. Поэтому при проведении профориентационной работы первостепенное значение приобретает организация взаимодействия педагогических (учителей, учителей-дефектологов, педагогов социальных, педагогов-психологов и др.) и медицинских работников.

Обращаем внимание специалистов на то, что в ОКРБ 011-2009 (Общегосударственный классификатор Республики Беларусь. Специальности и квалификации) в рамках специальностей и квалификаций профессионально-технического образования выделены квалификации и специализации, показанные для обучения лиц с особенностями психофизического развития (включая инвалидов), в том числе лиц с интеллектуальной недостаточностью. Круг этих специализаций и квалификаций позволяет в достаточной мере учитывать как интересы и способности учащихся, так и потребности рынка труда. Это указывает на то, что в процессе профориентационной работы учащиеся с особенностями психофизического развития и их родители знакомятся не только с определенными ограничениями на получение профессии. Важнейшее значение имеет раскрытие возможностей получения разнообразных профессий и последующей самореализации в профессиональной деятельности.

Специфика профориентационной работы с учащимися с интеллектуальной недостаточностью определяется также тем, что у них затруднен самостоятельный осознанный выбор профессионального пути.

Тем не менее, учащиеся, осваивающие образовательную программу специального образования на уровне общего среднего образования для лиц с интеллектуальной недостаточностью, при создании специальных условий могут успешно ориентироваться в доступных им профессиях и осознавать свои профессиональные возможности. Следовательно, профориентационная работа должна решать задачу обеспечения осознанного выбора ими условий получения профессии и профессиональной деятельности, хотя этот выбор осуществляется с помощью специалистов и родителей.

В ряде вспомогательных школ (вспомогательных школ-интернатов) открыты XI–XII классы углубленной социальной и профессиональной подготовки, в которых одновременно с образовательной программой специального образования на уровне общего среднего образования для лиц с интеллектуальной недостаточностью реализуется образовательная программа профессиональной подготовки рабочих (служащих). В процессе профориентационной работы с учащимися с интеллектуальной недостаточностью следует раскрывать им возможности получения профессии как в учреждениях профессионально-технического образования, так и в указанных классах.

Учащиеся второго отделения вспомогательной школы (вспомогательной школы-интерната) готовятся к труду в специально созданных, защищенных условиях.

В настоящее время значительная часть учащихся с особенностями психофизического развития осваивает рекомендованные им образовательные программы специального образования на уровне общего среднего образования, обучаясь в классах интегрированного обучения и воспитания. В связи с этим необходимо указать на включение их в профориентационные мероприятия в составе класса. При необходимости в процессе подготовки и проведения таких мероприятий с учетом данных профессиональной диагностики в отношении этих учащихся применяется индивидуальный подход.

Важнейшее значение для решения задач профориентационной работы с учащимися с особенностями психофизического развития имеет взаимодействие специалистов и родителей, так как последние могут оказать решающее влияние на выбор профессионального пути. 

Учреждения, обеспечивающие получение профессионально-технического образования лицами с ОПФР

Информация об учреждениях образования, реализующих образовательные программы  профессионально-технического образования для лиц с особенностями психофизического развития

свернуть

Вступительная кампания-2024: сроки приема документов, проведения испытаний и зачисления в вузы

развернуть

Постановлением Министерства образования Республики Беларусь от 8 апреля 2024 г. №40 определены сроки проведения в 2024 году вступительной кампании для получения высшего образования.

образование

Сроки приема документов для получения общего высшего и специального высшего образования в учреждения высшего образования (УВО):

  • с 12 по 17 июля – в государственных УВО за счет бюджетных средств и на платной основе;
  • с 12 по 19 июля – на очной (дневной) форме по направлениям образования «Сельское хозяйство», «Ветеринария», «Рыбное хозяйство» и «Охрана труда» (за счет бюджетных средств и на платной основе) и по всем специальностям в Военной академии Республики Беларусь, Академии МВД, Могилевском институте МВД, и Институте пограничной службы Республики Беларусь, а также на военных факультетах и военном институте без права юридического лица в УВО за счет бюджетных средств;
  • с 15 ноября по 5 декабря – для поступающих на заочную форму получения образования в УВО сельскохозяйственного профиля за счет бюджетных средств и на платной основе.

Лица, изъявившие желание поступить в УВО для получения высшего образования на платной основе, не сдающие вступительные испытания в УВО, подают документы в следующие сроки:

  • с 12 по 26 июля – в Университете гражданской защиты МЧС;
  • с 12 июля по 2 августа – в очной (дневной) форме получения образования по сельскохозяйственным специальностям;
  • с 15 ноября по 5 декабря – в заочной форме получения образования в УВО сельскохозяйственного профиля;
  • с 12 июля по 1 августа – в иных УВО.

Срок подачи документов с 12 по 14 июля определен для выпускников:

  • профильных классов (групп) профессиональной направленности учреждений общего среднего образования, поступающих в соответствии с абзацем двадцатым пункта 23 Правил приема лиц для получения общего высшего и специального высшего образования;
  • освоивших содержание образовательной программы дополнительного образования одаренных детей и молодежи в период пребывания в Национальном детском технопарке и поступающих в соответствии с абзацем четырнадцатым пункта 23 Правил приема лиц для получения общего высшего и специального высшего образования.

С 27 июня по 1 июля подают документы:

лица, освоившие содержание программы объединения по интересам с повышенным уровнем изучения образовательной области, темы, учебного предмета или учебной дисциплины «Школа управления (общественно-гуманитарный профиль)», реализуемой Академией управления при Президенте Республики Беларусь в учебном году, который завершился в год приема, и поступающих в соответствии с абзацем двадцать первым пункта 23 Правил приема лиц для получения общего высшего и специального высшего образования;

победители (дипломы I, II, III степени) университетских олимпиад, проведенных УВО в учебном году, при поступлении в эти УВО в соответствии с абзацем тринадцатым пункта 23 Правил приема лиц для получения общего высшего и специального высшего образования.

Установлены следующие сроки проведения вступительных испытаний:

  • с 18 по 20 июля – в Университете гражданской защиты МЧС;
  • с 20 по 21 июля – на военном факультете Гродненского государственного университета имени Янки Купалы;
  • с 18 по 25 июля – в иных УВО;
  • с 20 по 25 июля – в очной (дневной) форме получения образования по сельскохозяйственным специальностям;
  • с 6 по 15 декабря – в заочной форме получения образования в УВО сельскохозяйственного профиля.

Сроки зачисления абитуриентов на места, установленные контрольными цифрами приема для получения высшего образования за счет средств бюджета:

  • 2 июля – победители (дипломы I, II, III степени) университетских олимпиад при поступлении в соответствующие УВО и лица, освоившие содержание программы объединения по интересам с повышенным уровнем изучения образовательной области, темы, учебного предмета или учебной дисциплины «Школа управления (общественно-гуманитарный профиль)», реализуемой Академией управления при Президенте Республики Беларусь;
  • по 22 июля – в Военной академии Республики Беларусь, Институте пограничной службы Республики Беларусь, Университете гражданской защиты МЧС, на военных факультетах в УВО;
  • по 29 июля – в Академии МВД, Могилевском институте МВД;
  • по 27 июля – в иных государственных УВО (кроме заочной формы получения образования в УВО сельскохозяйственного профиля);
  • по 20 декабря – в заочной форме получения образования в УВО сельскохозяйственного профиля.

На места, установленные цифрами приема для получения высшего образования на платной основе, установлены следующие сроки зачисления абитуриентов:

  • по 3 августа – в УВО (кроме заочной формы получения образования в УВО сельскохозяйственного профиля);
  • по 20 декабря – в заочной форме получения образования в УВО сельскохозяйственного профиля.

Постановлением также определены сроки зачисления абитуриентов и дополнительного набора в государственные УВО на места, определенные контрольными цифрами приема, оставшиеся вакантными после зачисления абитуриентов.

Кроме того, установлены сроки вступительной кампании для иностранных граждан и лиц без гражданства, а также для граждан Украины и лиц без гражданства, проживавших на территории Украины, прибывших в Республику Беларусь для получения разрешений на временное или постоянное проживание.

Постановление вступает в силу после официального опубликования.

Напоминаем, что на Pravo.by размещена инфографика «От поступления до распределения: полезные правовые акты для студентов», которая позволяет получить доступ к подборке основных правовых актов по вопросам:

  • поступления в учебное заведение;
  • прохождения практики и аттестации, распределения и перераспределения;
  • назначения стипендии и иных денежных выплат;
  • предоставления места в общежитии и льгот на проезд;
  • получения образования на платной основе и другим.

Также на YouTube-канале НЦПИ можно посмотреть трансляцию семинара «Новации вступительной кампании 2024 года». В студии НЦПИ представители Минобразования подробно рассказали о новациях, касающихся проведения вступительной кампании в учреждениях высшего образования, а также в учреждениях образования, реализующих образовательные программы профессионально-технического и среднего специального образования. В том числе были освещены особенности приемной кампании на условиях целевой подготовки специалистов.

свернуть
Абитуриенту 2024
Поступающим на целевые места
ПОРЯДОК УЧАСТИЯ во вступительной кампании отдельных категорий учащихся
ПРАВИЛА ПРИЕМА ЛИЦ ДЛЯ ПОЛУЧЕНИЯ СРЕДНЕГО СПЕЦИАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Интерактивный путеводитель по системе профессионального образования Республики Беларусь
Высшие учебные заведения/Колледжи и лицеи
поделиться в: