Советы учителя-дефектолога

 

В ГУО "Саковщинская средняя школа имени В А.Коваленко» проводится работа по оказанию помощи детям в условиях пункта коррекционно-педагогической помощи (далее - ПКПП).

Должность : учитель-дефектолог

ФИО: Кобзарева Татьяна Сергеевна

 

Цели и задачи ПКПП

01.09.2023
развернуть

Цели и задачи

пункта коррекционно-педагогической помощи

Основной целью деятельности пункта коррекционно-педагогической помощи является организация и оказание коррекционно-педагогической помощи детям, которые испытывают значительные стойкие или временные трудности в освоении учебной образовательной программы дошкольного образования.

Задачи пункта

  1. изучение особенностей психофизического развития обучающихся с целью определения оптимальных путей оказания им коррекционно-педагогической помощи;
  2. формирование общих способностей к учению с целью выполнения обучающимися требований образовательных стандартов дошкольного образования;
  3. формирование позитивной мотивации к учебной деятельности, развитие функций самоконтроля и произвольной регуляции поведения у обучающихся.
свернуть

Показания к зачислению в ПКПП

01.09.2023
развернуть

Показания к зачислению

в пункт коррекционно-педагогической помощи (ПКПП)

 

В состав ПКПП зачисляются дети со следующими речевыми нарушениями:

  1. фонетические нарушения речи (дислалия, стертая форма дизартрии, нарушение голоса, ринолалия)
  2. фонетико-фонематическим недоразвитием речи (дислалия, дизартрия, ринолалия);
  3. нерезко выраженное общее недоразвитие речи: неосложнённый вариант общего недоразвития речи и осложнённый вариант общего недоразвития речи (при дизартрии и ринолалии);
  4. нарушения темпо-ритмической стороны речи (заикание легкой степени, брадилалия, тахилалия).

Различные варианты общего недоразвития речи при наличии II, III уровней речевого развития квалифицируются как тяжёлые нарушения речи и являются показанием к приёму в ПКПП в исключительных случаях, по решению ПМПК ЦКРОиР. Дети с тяжёлыми нарушениями речи (моторная алалия, сенсорная алалия, сенсомоторная алалия, общее недоразвитие речи I – III уровней) обучаются в группах для детей с ТНР, учреждениях специального образования или иных учреждениях образования, реализующих образовательные программы специального образования на уровне дошкольного образования.

Дети, нарушения психофизического развития которых не могут быть исправлены в условиях пункта, проходят углубленное психолого-медико-педагогическое обследование в государственном ЦКРОиР с целью уточнения структуры, степени тяжести нарушения и определения адекватных условий организации учебного процесса (обучение в специальном учреждении образования, в специальной или интегрированной группе, специальном классе или классе интегрированного обучения).

свернуть

Зачисление в ПКПП

01.09.2023
развернуть

Зачисление в пункт

коррекционно-педагогической помощи

Зачисление детей на пункт коррекционной педагогической помощи (ПКПП) для занятий с учителем-дефектологом осуществляется в соответствии с Положением о пункте коррекционно-педагогической помощи.

Для получения заключения, на основании которого производится зачисление, необходимо пройти психолого-медико-педагогическую комиссию (далее ПМПК) в Воложинском районном центре коррекционно-развивающего обучения и реабилитации (ЦКРОиР), расположенного по адресу: ул. Партизанская, 15, г. Воложин

 

Для прохождения ПМПК

необходимы следующие документы:

  1. медицинская карта ребёнка или выписку из неё (предоставляет участковый педиатр по месту жительства), результаты медицинского заключения узких специалистов детской поликлиники за текущий год: отоларинголога, невропатолога, офтальмолога (окулиста), логопеда, психоневролога;
  2. направление учреждения здравоохранения или образования для прохождения ПМПК;
  3. психолого-педагогическая характеристика, предоставляемая учреждением образования, которое посещает ребёнок.

Психолого-медико-педагогическое обследование осуществляется в присутствии законных представителей ребёнка. По результатам обследования выдаётся заключение.

С заключением ЦКРОиР или его копией необходимо прийти к учителю-дефектологу в УО для зачисления ребёнка на занятия или постановки на очередь.

Приём детей на пункт, осуществляется приказом руководителя учреждения образования, на базе которого открыт пункт, с согласия законных представителей на основании списка детей, нуждающихся в коррекционно-педагогической помощи, утвержденного директором государственного центра коррекционно-развивающего обучения и реабилитации (далее - ЦКРОиР), и (или) заключения ЦКРОиР, и заключения учителя-дефектолога пункта (для детей с артикуляторно-фонетической дислалией), в соответствии с показаниями к приёму согласно приложению 1 Положения о ПКПП и на основании следующих документов:

заявления законного представителя обучающегося;

заключения государственного центра коррекционно-развивающего обучения и реабилитации ( ЦКРОиР).

свернуть

Логопедический словарь для родителей

01.09.2023
развернуть

Логопедический словарь для родителей

 

Дислалия – нарушение звукопроизношения при нормальном слухе и сохраненной иннервации речевого аппарата.

 

Алалия – отсутствие или недоразвитие речи, вследствие органического поражения речевых зон коры головного мозга во внутриутробном или раннем периоде развития ребенка (системные тяжелые нарушения речи).

 

Дизартрия – нарушения произносительной стороны речи, обусловленные недостаточностью иннервации речевого аппарата.

 

Заикание – нарушение темпо-ритмической организации речи, обусловленное судорожным состоянием мышц речевого аппарата.

 

Дисграфия – частичное специфическое нарушение процесса письма.

 

Дислексия – частичное специфическое нарушение процесса чтения, обусловленное несформированностью высших психических функций и проявляющееся в повторяющихся ошибках стойкого характера.

 

Общее недоразвитие речи (ОНР) – различные сложные речевые расстройства, при которых у детей нарушено формирование всех компонентов речевой системы, относящихся к ее звуковой и слуховой стороне при нормальном слухе и интеллекте. Выделяют три уровня: первый уровень самый «тяжелый», третий уровень самый «легкий».

 

Фонетико-фонематическое недоразвитие речи (ФФНР) – нарушение процессов формирования произносительной системы родного языка у детей с различными речевыми расстройствами, вследствие дефектов восприятия и произношении фонем.

 

Фонематический анализ и синтез – умственные действия по анализу и синтезу звуковой структуры слова.

 

Фонематическое восприятие – специальные умственные действия по дифференциации фонем и установлению звуковой структуры слова.

 

Фонематический слух – тонкий систематизированный слух, помогающий осуществлять операции различения и узнавания фонем (букв), составляющих звуковую оболочку слова.

свернуть