Выпускнику 2024

В 2023/2024 учебном году по завершении обучения и воспитания на II ступени общего среднего образования итоговые испытания проводятся в основные сроки – с 1 по 10 июня 2024 г., в иные сроки – с 19 по 26 августа 2024 г. для учащихся, осваивающих содержание образовательной программы базового образования.

Девятиклассникам предстоит сдавать выпускные экзамены по:

  • белорусскому языку (изложение в письменной форме);
  • русскому языку (изложение в письменной форме);
  • математике (контрольная работа в письменной форме);
  • истории Беларуси (по билетам в устной форме).

Рекомендации сдающим экзамены

30.04.2024
развернуть

Рекомендации сдающим экзамены

Сколько экзаменов каждому человеку приходится сдавать в своей жизни? Вряд ли возможно сосчитать. Много. Или очень много.

Первое собеседование при поступлении в первый класс, первое прослушивание в музыкальной школе, первая олимпиада в школе, соревнование – это ли не серьезное испытание? Постоянные контрольные работы, зачеты, публичные выступления – экзамены, экзамены, экзамены… Маленькие и большие стрессы…

Одно из самых важных испытаний для любого человека – это выпускные экзамены в школе и практически сразу же вступительные в ВУЗ. Сложным является этот период жизни для молодых людей еще и потому, что они совершают слишком ответственный шаг – определяют свое дальнейшее будущее, свою судьбу.

 Как в такое непростое время сохранить работоспособность и хорошее настроение, как поддерживать хорошую физическую и психологическую форму?

 Уместно вспомнить, что тревожность – естественное, обычное состояние человека в сложной, незнакомой ситуации, и испытывают его абсолютно все люди. Часто тревожность является полезной. Если человек начал волноваться, – это означает готовность организма активно действовать, и такие ощущения даже помогают на экзамене. Простейший пример: накануне экзамена сплошная «каша» в голове, ничего не вспомнить, но… стоит взять билет и немного успокоиться, как вдруг все «всплывает», становится четким и понятным. Однако здесь важен один нюанс: в пустой голове ничего не всплывет и не родится. К любому экзамену – необходимо готовиться – и чем серьезнее будет подготовка, тем меньше будет тревожность.

Режим дня

В трудное предэкзаменационное время нужно особенно позаботиться о поддержании своей работоспособности.

Увеличить сон на 1 час. Если вы не выспались, то на изучение того же материала вы тратите значительно больше времени.

Желательно заставить себя просыпаться пораньше.

Лучше всего сопротивляющийся мозг воспринимает информацию с 7.00 до 12.00 и с 14.00 до 17-18.00 часов.

В середине дня 30-40 минут проводить на свежем воздухе для обогащения кислородом клеток мозга.

Делать перерывы каждые 60-90 минут. Перерывы не должны быть длительными (10-15 мин) и желательно наполнить их физической нагрузкой.

Питание

Далеко не последнюю роль в процессе запоминания и усвоения информации играет грамотное питание. Научно доказано, что концентрация внимания, память, хорошее настроение – совсем не случайность. Все это вполне достижимо с помощью … еды. Представьте себе, что 20% калорий, потребляемых нами в день, «съедает» мозг. Соответственно, рацион определяет и умственные способности. Одни продукты стимулируют работоспособность, другие – быстроту мышления, третьи – концентрацию.

  • Лучшему запоминанию способствует морковь.

  • От перенапряжения и психической усталости лучшее средство – лук.

  • Орехи – для выносливости.

  • Клубника и бананы помогут снять стресс.

  • Для питания клеток мозга просто незаменима морская рыба.

  • Улучшает кровоснабжение мозга черника.

  • Ничто не освежит ваши знания так, как лимон.

  • А непосредственно перед экзаменом не забудьте съесть шоколадку.

Запоминание и усвоение материала

 

Первый просмотр материала.

  • Повторение наиболее существенных фактов.

  • Выявление основных идей и их взаимосвязей.

  • Составление плана.

1.  Не читайте подряд весь учебник. Повторяйте по вопросам. На каждый вопрос составляйте краткий конспект или план. Дело в том, что краткую запись ваша память «сфотографирует», на экзамене вы ее обязательно вспомните, а по плану и остальное легко вспомнится.

2.  Ответы на наиболее трудные вопросы развернуто пересказывайте, можно кому-нибудь, можно записать на магнитофон и прослушать. Заодно и поймете, какое впечатление ваш ответ произведет на преподавателя.

3.  Не думайте «Я все равно провалюсь». Такие мысли не зря называют саморазрушающими. Они не только мешают готовиться, создавая постоянное напряжение и сумятицу в мыслях, занимая в них главное место, они к тому же, как ни странно, не позволяют вам ничего делать или делать все спустя рукава (а зачем, если все равно ничего не выйдет?). Поэтому сосредоточьтесь на конкретных задачах – продумайте программу подготовки на каждый день и настраивайтесь на успех.

4. Оставьте один день перед экзаменом на то, чтобы вновь повторить все планы ответов.

5.  Перед экзаменом обязательно мысленно проиграйте ситуацию экзамена, представьте все во всех деталях и сконцентрируйтесь на лучшей форме поведения, а на собственные страхи постарайтесь не обращать внимание.

6.  Для лучшего запоминания выявите свой ведущий тип памяти:

  • при хорошей зрительной памяти используйте рисунки и схемы;

  • при слуховой – читайте вслух, слушайте текст, записанный на магнитофон и т.д.

Шпаргалки

Буду готовиться со шпаргалкой, но на экзамен ее не возьму!

Шпаргалки хороши тем, что во время их приготовления, вы сможете кратко законспектировать объемный материал и лучше его запомнить. Но брать с собой шпаргалки не рекомендуется, так как сама мысль о том, что она у вас есть, будет вам мешать сосредоточиться и лучше ответить.

Способ 1. Шпаргалки и техника.

Заранее продуманный текст начитывается на кассету. Наушник маскируется пышной прической. Необходим пейджер. В разгар экзамена пищит сигнал. На экране сообщение от бабушки. Показываете экзаменатору, выходите, а там…

Способ 2. Шпаргалки от Версаче.

Шов пояса юбки или брюк разрезается вдоль и при помощи нитки и иголки делится на кармашки соответствующие количеству билетов.

Примечание: в этом варианте необходимо иметь квалификацию портного и фокусника средней руки.

Народные приметы

Спать, положив тетрадь или учебник под подушку.
Брать билет левой рукой, стоя на правой ноге, держа язык за щекой.
Кому-нибудь из родных во время твоего экзамена держаться левой рукой за правое уха, ни на секунду не отпуская.
Накануне потрясти тетрадью с конспектами у открытого окна со словами «Ловись, халява, большая и маленькая» и т.д.

Приметы помогают уменьшить волнение и тревогу. Они, к сожалению, помогают только при добросовестной подготовке. И, несмотря на полную свою бесполезность, они позволяют чувствовать себя на экзамене более уверенно – такова человеческая природа. Пусть вас не смущает то, что вы иногда следуете приметам. Приметы и талисманы – удел не только слабых и неуверенных людей. Кутузов, к примеру, никогда не садился на споткнувшуюся лошадь.

На экзамене

Первый шаг – психологическая установка на успех, абсолютная уверенность в том, что цель будет достигнута. Необходимо приучить себя к успеху, удаче, сделать ее привычной.

На экзамен приходите вовремя, за 10 минут до начала. Раньше не нужно, чтобы не нервничать, позже тоже – по той же причине. Паника среди сдающих экзамен заразительна. Поэтому не расспрашивайте перед экзаменом идущих на него об их знаниях и неуспехах, а тем более о требованиях экзаменатора.

Взяв билет, сосредоточьтесь на словах «Я спокоен», медленно повторите их 5-6 раз.

Подготовку к ответу начните с того вопроса, который помните лучше всех, попутно на полях записывая то, что у вас «всплывает» по другим вопросам.

Не пишите подробный текст ответа. Гораздо лучше, составив план ответа, продумать, что вы будете рассказывать. Так как чтение вашего ответа с листа производит неблагоприятное впечатление на экзаменатора.

Объективно оцени преподавателя. Понаблюдай за ним и соответственно веди себя.

Отвечая материал, смотри на экзаменатора и представляй, что ты рассказываешь доброжелательному и спокойному человеку.

Отвечайте с интересом и энтузиазмом. Если вам неинтересно отвечать, это чувствуется. Энтузиазм заразителен, скука – тоже.

А если провалился?

Запомни: сильные личности, делая ошибки, имеют мужество их признать.

Но признание ошибки – не есть убеждение в собственной несостоятельности, просто данная попытка не удалась. А каждая неудавшаяся попытка – еще один шаг к успеху.

Помни – не ошибается тот, кто ничего не делает!

А вообще, вы сдадите экзамены, потому что:

  • не паникуете и не пьёте валерьянку вёдрами;

  • улыбаетесь;

  • готовились долго и усердно;

  • высыпаетесь;

  • и все эти советы вам не к чему;

Успехов вам и удачи!

свернуть

Итоговые испытания в 2023/2024 учебном году

30.04.2024
развернуть

Итоговые испытания

в 2023/2024 учебном году

 

В 2023/2024 учебном году по завершении обучения и воспитания на II ступени общего среднего образования итоговые испытания проводятся в основные сроки –

с 1 по 10 июня 2024 г.,

в иные сроки – с 19 по 26 августа 2024 г.

для учащихся, осваивающих содержание образовательной программы базового образования.

 

Девятиклассникам предстоит сдавать выпускные экзамены по:

  • белорусскому языку (изложение в письменной форме);
  • русскому языку (изложение в письменной форме);
  • математике (контрольная работа в письменной форме);
  • истории Беларуси (по билетам в устной форме).
свернуть

О допуске учащихся к итоговой аттестации по завершении обучения и воспитания на II и III ступенях общего среднего образования

30.04.2024
развернуть

О допуске учащихся к итоговой аттестации по завершении обучения и воспитания на II и III ступенях общего среднего образования

Допуск учащихся к итоговой аттестации по завершении обучения и воспитания на II и III ступенях общего среднего образования осуществляется на условиях и в порядке, установленных пунктами 37, 38 и 39 Правил проведения аттестации.

Обращаем внимание, что к итоговой аттестации по завершении обучения и воспитания на II и III ступенях общего среднего образования не допускаются учащиеся, которые имеют неудовлетворительные отметки по итогам учебного года или не аттестованы по итогам учебного года по тем учебным предметам, по которым проводятся выпускные экзамены, централизованные экзамены.

свернуть

Об освобождении учащихся от выпускных экзаменов, централизованных экзаменов

30.04.2024
развернуть

Об освобождении учащихся от выпускных экзаменов, централизованных экзаменов

Полный перечень оснований для освобождения учащихся от выпускных экзаменов (по всем учебным предметам, по которым проводятся выпускные экзамены, или по отдельным учебным предметам) по завершении обучения и воспитания на II ступени общего среднего образования указан в пунктах 40 и 41 Правил проведения аттестации.

Полный перечень оснований для освобождения учащихся от выпускных экзаменов, централизованных экзаменов (по всем учебным предметам, по которым проводятся централизованные экзамены, выпускные экзамены или по отдельным учебным предметам) по завершении обучения и воспитания на III ступени общего среднего образования указан в пунктах 42 и 43 Правил проведения аттестации.

Обращаем внимание, что в соответствии с Правилами проведения аттестации для освобождения от централизованных экзаменов учащиеся, которые обучались на дому (законные представители несовершеннолетних учащихся), учащиеся, являющиеся победителями третьего и заключительного этапов республиканской олимпиады по учебным предметам (законные представители несовершеннолетних учащихся), не позднее чем за 5 дней до завершения регистрации на централизованный экзамен (1 апреля 2024 г.) подают руководителю учреждения образования (уполномоченному им лицу) заявление.

В случае, если учащийся принимает решение об освобождении от централизованного экзамена, то он лишается права в 2024 году проходить регистрацию на централизованное тестирование.

СВЕРНУТЬ

свернуть

Как подготовиться к написанию экзаменационного изложения?

30.04.2024
развернуть

Как подготовиться к написанию экзаменационного изложения?

Практические советы ученику

Знаешь ли ты, какой тип памяти у тебя наиболее развит? Если нет, попробуй обратиться за помощью к психологу или займись самоанали0зом, выполни несколько психологических тестов. Ты лучше запоминаешь информацию зрительно, когда читаешь что-то, или на слух, или когда записываешь то, что нужно запомнить?

Помни: при написании изложения тебе придётся воспринимать текст на слух.

Выработай свою, удобную для тебя систему запоминания текста на слух. Возможно, это будет запоминание сюжета предполагаемого текста (если это повествование), порядка характеристики явления или предмета (если это описание), логики и последовательности размышлений (если это рассуждение). В настоящее время для сжатой, контурной передачи информации широко используют прием запоминания ключевых слов. Он предполагает, что запоминаются основные, значимые слова текста, которые образуют словесный и смысловой каркас всего высказывания. Попробуй воспользоваться этим приемом, потренируйся, выясни точно, подходит ли он тебе.

Запомни, что изложение не ставит основной целью проверку твоих способностей по воспроизведению текста слово в слово. Главная задача – выяснить, как ты владеешь речью и можешь ли ты грамотно передать предложенное содержание. Это значит, что не нужно ставить перед собой задачу как можно более точно запомнить слова текста. Запоминай содержание и настроение текста.

Известно, что один и тот же смысл бывает по-разному выражен словесно. Из этого следует, что важно запомнить содержание и стилистические особенности предлагаемого текста, поэтому неправильным следует признать такую передачу текста, где нарушена стилистическая ткань.

Помни о том, что существует оперативная и долговременная память. Далеко не все способны тут же воспроизводить только что услышанное. Некоторым людям нужно, чтобы прошло какое-то время, поэтому не пугайся, если после прочтения тебе покажется, будто ты ничего не запомнил. Не торопись, ты сможешь постепенно всё вспомнить.

Тексты изложений подобраны с учетом наличия в них орфограмм и пунктограмм на основные правила русской орфографии и пунктуации. Поэтому не забудь повторить их.

свернуть

Рекомендации учащимся по подготовке к экзамену по математике

30.04.2024
развернуть

Рекомендации учащимся по подготовке к экзамену по математике

 ПОМНИТЕ!

 Фундамент математических знаний закладывается на обычных уроках математики и при систематической подготовке к ним.

Необходимо внимательно выслушивать теоретический материал, который учитель объясняет на уроках.

Старайтесь не пропускать без уважительной причины уроки математики, потому что качественно восполнить пропущенный теоретический или практический материал самостоятельно сложно.

Не допускайте формального усвоения программного материала.

Все математические понятия и утверждения нужно обязательно понимать и уметь самостоятельно воспроизводить.

Помните, что умение решать задачи является следствием глубоко понятого соответствующего теоретического материала.

Выполняйте все домашние задания самостоятельно, консультируйтесь с учителем.

На каждом индивидуальном занятии считайте устно. Пытайтесь закрепить (или сформировать) навыки устных вычислений.

ПОМНИТЕ!

Вся подготовка к экзамену зависит лично от каждого из вас. Как вы относитесь к учебе, какой интерес проявляете к учебе, самостоятельно          ли выполняете все учебные задания, как используете при этом учебные пособия, какие мысли и чувства вызывает у вас изучение математики, используете ли вы полученные знания и умения по математике в своей жизненной практике, и если используете то как.

Роль учителя в школе действительно велика, но он не всемогущ,           и обучить может лишь того, кто хочет учиться и кто сам учится.

По сравнению с другими учебными предметами математика, несомненно, выделяется своей трудоемкостью, необходимостью большой самостоятельной, повседневной работы. Надо вдумчиво, ежедневно, серьезно работать, чтобы овладеть математикой даже в минимальных размерах,          не говоря, уже о более значительных успехах.

Задавайте своему учителю любые вопросы, которые могут возникнуть перед экзаменом.

 Учитель конечно не скажет вам, что будет на экзамене, но сможет правильно направить вас. Он  не только покажет как решить задачу,              но и если он видит вашу заинтересованность и знает вас лично, захочет вам больше помогать в будущем.

Выделите вопросы, которые вызвали у вас затруднения и задайте их учителю, который всегда рад вам помочь.

Делайте домашнюю работу.

         Некоторые занятия предполагают обязательное выполнение дома наиболее полезных, по мнению преподавателя, задач или по вашему желанию. Многие задания практически один в один похожи на домашние задания; иногда они могут быть идентичными.

Сохраняйте ваши решения. Соберите листы с решениями и домашние задания в отдельную папку.

Решайте столько, сколько можете так вы будете более подготовлены ко всем вариантам решений на экзамене.

Попробуйте найти несколько решений задач. 

Например, в системе уравнений вы можете найти решение методом подстановки, сложения/вычитания или графическим методом. Графический способ подходит, когда ответ легко высчитывается и есть возможность получить точный ответ. Но если вы не можете им воспользоваться, воспользуйтесь оставшимися двумя методами. Это лучше, чем сконцентрироваться на одном методе, который вряд ли даст нужный ответ.

Всегда полезно понимать, как формула работает, нежели просто           ее запомнить. Также формулы легче запомнить, если запомнить несколько базовых формул.

Начинайте готовиться за два месяца до экзамена. 

Не ждите последней ночи. Чтобы не нервничать перед экзаменом,         а расслабиться. Обязательно поспите, что также поможет усвоить материал.

Повторяйте материал весь день до экзамена.

Советы

  • Успокойтесь и мыслите позитивно, будьте уверены, что у вас получится.
  • Будьте уверенны, что когда вы понимаете приблизительно суть вопроса - это еще не значит, что вы можете решить его. Вам нужно понимать его и если есть малейшие сомнения в решении, вы должны спросить или уточнить у учителя.
  • Если вы считаете математику скучной и даже наказанием, то возможно вам следует сделать перерыв или как-то стимулировать себя. Например, пообещайте себе любимое блюдо или просмотр телешоу                и т.д. после 20 решенных задач.
  • Решайте задачи. Это поможет вам понять на практике действие формул. Вы можете попрактиковаться на задачах, которые вам дали. Прорешайте несколько задач, даже если вы не знаете ответа и дайте их кому-нибудь проверить.
  • Не полагайтесь только на вашего учителя в понимании теории или задачи. У вас никогда не будет хорошего результата, если вы не будете работать самостоятельно. Вы можете лишь почувствовать некоторую неприязнь по отношению к себе, когда не сможете подвести свой уровень знаний к решению необходимых задач. Постарайтесь решить все от начала до конца. Некоторые задачи так запутаны, что легче их запомнить, так что отметьте их и постоянно повторяйте перед экзаменом, пока задача хорошо не запомнится.
  • Начните учить тогда, когда у вас есть время, чтобы посещать консультации преподавателей. Если вы начнете учить слишком поздно, вы можете оставить себя без дополнительных источников информации.
  • Математика должна нравиться. Вам должно нравиться заниматься математикой и решать задачи.
  • Убедитесь, что вы много пьете воды и достаточно перекусываете. Это поможет вашим мозгам быть в тонусе.
  • Не решайте все за один раз. Делайте перерывы и давайте информации усвоиться, а затем снова приступайте к решению задач.
  • Не подсматривайте в ответы пока не решите задачу. Помучайте задачу некоторое время - это может помочь вам взглянуть на проблему с новой стороны. Но если вам в конце концов все равно, подсмотрите              в ответы.
  • Не поддавайтесь искушению использовать калькулятор при решении задач. На самом деле, вы должны практиковать основы сложения, вычитания, умножения и деления. Практикуйте их как можно чаще. Тем не менее, как только вы приступите к более сложным вычислениям, вероятно, вам придется воспользоваться калькулятором.
  • Пытайтесь не просто найти примеры задач, которые похожи на вашу. Постарайтесь понять все этапы решения.  Помните, что в задачах всегда есть несколько подсказок.
свернуть

Як пісаць пераказ

30.04.2024
развернуть

Як пісаць пераказ

  1. Падчас першага чытання тэксту звярніце увагу на яго моўныя асаблівасці, структуру. Трэба пастарацца вылучыць мастацкія сродкі. Самае важнае зразумець - што хацеў сказаць аўтар? Падчас першага прачытання тэксту звычайна не рэкамендуюць што-небудзь пісаць, а вось пасля - запісаць асноўныя, ключавыя словы і словазлучэнні для раскрыцця асноўнай думкі, прычым пакідаць паміж імі вялікую пустую прастору, каб потым можна было ўпісаць яшчэ. Адразу вызначце стыль (мастацкі, навуковы, публіцыстычны, афіцыйна-дзелавы, гутарковы). Частай памылкай з’яўляецца менавіта змена стылю пры напісанні пераказу.

!!! Калі пачуеце незразумелыя словы, абавязкова высветліце              іх значэнне  (практыка паказвае, што ў словах, значэнне якіх невядома,  робяцца памылкі).

  1. Наступнай важнай задачай з’яўляецца вызначэнне тыпу маўлення: апісанне, апавяданне, разважанне. Пры апісанні вызначце прадмет і яго прыкметы, якія выбраны аўтарам як характэрныя. Калі гэта апавяданне, то як пачынаюцца падзеі, якая кульмінацыя (самае напружанае сюжэтнае дзеянне) і развязка. Пры разважанні неабходна дакладна выявіць тэзіс, доказы і выснову.
  2. Пасля першага праслухоўвання можаце накідаць план тэксту. Чым падрабязней ён будзе, тым лягчэй вам  будзе аднавіць зыходны змест. Дзякуючы плану будуецца лагічная схема пісьмовай працы.

!!! Не трэба:

–     старацца запісаць як мага больш слоў, словазлучэнняў, сказаў,   бо гэта парушае цэльнасць успрымання;

–     намагацца запомніць складаныя сінтаксічныя канструкцыі.

  1. Галоўная мэта другога праслухоўвання - канкрэтызацыя першапачатковых уражанняў. Запішыце ключавыя словы і словазлучэнні, пастарайцеся прасачыць развіццё кожнай мікратэмы. У пакінутыя пустоты ўпішыце словы, якія будуць удакладняць змест. Пасля завяршэння паўторнага чытання прыступайце да напісання чарнавога варыянту  пераказу.
  2. Пры напісанні тэксту абавязкова выкарыстоўвайце мастацкія  абароты і эпітэты. Адной з самых распаўсюджаных памылак у напісанні пераказу лічыцца паўтор адных і тых жа слоў. Каб пазбегнуць гэтай непрыемнасці, уважліва перачытайце напісаны тэкст і замяніце словы, якія паўтараюцца, сінонімамі, а таксама выключыце лішнія словазлучэнні .
  3. Спачатку пішыце так, як вам запомнілася. Затым загляніце ў запісы, зробленыя падчас другога чытання, і ўнясіце патрэбныя змяненні, дапаўненні. Прачытайце, што ў вас атрымалася; пры гэтым сачыце за тым, каб выказванне вызначалася паслядоўнасцю, лагічнасцю, каб не было сказаў, сэнс якіх цяжка або ўвогуле нельга зразумець (няправільна пабудаваны сказ, прапушчана слова, няўдалы парадак слоў і г.д.). Калі трэба, перабудоўвайце сказы, замяняйце ці перастаўляйце словы. Прачытайце тэкст яшчэ раз, звяртаючы ўвагу на тое, ці ўдала вы падзялілі яго на абзацы. Пры наступным чытанні праверце напісанне слоў і пастаноўку знакаў прыпынку. Важна асэнсаваць, для чаго патрэбны той ці іншы знак прыпынку (што ён раздзяляе ці выдзяляе) і які знак павінен стаяць у кожным канкрэтным выпадку (калі вы не ўпэўнены, лепш перабудаваць сказ такім чынам, каб знак прыпынку не выклікаў у вас пытанняў).
  4. Некалькі хвілін адпачніце, а потым перапісвайце работу на чыставік. Старайцеся не рабіць выпраўленняў і пісаць разборліва, думайце над кожным пераносам. Прачытайце тэкст яшчэ раз. Зверце чыставік з чарнавіком (ці не прапусцілі якое–небудзь слова, знак прыпынку, ці не забыліся выдзеліць абзац). Калі дазваляе час, крыху адпачніце і потым яшчэ раз прачытайце сваю работу так, як чыталі чарнавік. 

Звярніце ўвагу на:

  • правапіс о, э, а (ы), а таксама е, ё, я;
  • напісанне прыслоўяў і спалучэнняў, блізкіх да прыслоўяў;
  • ужыванне часціц не, ні;
  • напісанне часціцы не з рознымі часцінамі мовы;
  • напісанне прыназоўнікаў (прыназоўніка с не бывае).

Для таго, каб правільна паставіць знак прыпынку, трэба высветліць яго ролю ў сказе (раздзяляе аднародныя члены, часткі простага сказа, ставіцца на месцы пропуску выказніка і г.д.).  Злучнікі, якія сустракаюцца ў тэксце, - гэта своеасаблівыя “падказкі”, якія дапамогуць у прыняцці правільнага рашэння.

свернуть

Рекомендации по подготовке к устному экзамену по истории Беларуси

30.04.2024
развернуть

Рекомендации

по подготовке к устному экзамену по истории Беларуси

  • Повторяй материал по вопросам.
  • Читая материал, выделяй главные мысли – это опорные пункты ответа.
  • Научись составлять краткий план ответа отдельно на каждый вопрос на маленьких листочках. В последний день перед экзаменом просмотри листочки с кратким планом ответа.
  • Трудность запоминания растет непропорционально объему.

Большой отрывок учить полезнее, чем короткое изречение.

  • При одинаковой работе количество запоминаемого тем больше, чем выше степень понимания.
  • Распределенное заучивание лучше концентрированного. Лучше учить с перерывами, чем подряд, лучше понемногу, чем сразу.
  • Эффективнее больше времени тратить на повторение по памяти, чем на простое многократное чтение.
  • Изученный материал необходимо повторить через 20 минут. Если это сделать, то запоминается 70% информации, в противном случае – только 30%.
  • Используйте как можно больше каналов восприятия информации: проговаривайте вслух, рисуйте схемы, помечайте опорные слова.
  • Беречь глаза! Делать перерыв каждые 20-30 минут (поднять глаза, посмотреть вдаль)
  • Минимум телевизионных передач!
  • За день до начала экзамена постарайся ничего ни делать. Если ты чего-то не доучил, лучше не пытайся –"Не наелся - не налижешься".
  • Перед экзаменом обязательно хорошо выспись.
  • Перед входом в класс приведи в порядок свои эмоции, соберись с мыслями. Входи в класс с уверенностью, что все получится.

 

Успехов!

свернуть
Университетские олимпиады
Правила приема лиц для получения общего высшего и специального высшего образования
Правила приема лиц для получения общего высшего и специального высшего образования
О выдаче характеристики
«Горячая телефонная линия» приемной комиссии учреждений высшего образования
ПОСТАНОВЛЕНИЕ МИНИСТЕРСТВА ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ 6 февраля 2024 г. № 15